Tatarmoscow.Ru
Зуля Камалова | Печать |
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Известные татары - Музыка
Автор: Administrator   
24.11.2006 16:46
Зуля Камалова Певица года 2001 (Australian World Music Awards)
Лучший исполнитель в жанре World Music 2002 (Australian LIVE Music Awards)
Лучший альбом 2000 (Аллуки) (Australian World Music Awards)
Номинация на лучший альбом в жанре World Music 2003 (elusive) (Australian Record Industry Awards - ARIA)
Премия Национального архива кинематографии и музыки Австралии за лучший альбом 2005 (Вальс пустоты)
Зуля Камалова

Зуля Камалова

Певица года 2001 (Australian World Music Awards)

Лучший исполнитель в жанре World Music 2002 (Australian LIVE Music Awards)

Лучший альбом 2000 (Аллуки) (Australian World Music Awards)

Номинация на лучший альбом в жанре World Music 2003 (elusive) (Australian Record Industry Awards -ARIA)

Премия Национального архива кинематографии и музыки Австралии за лучший альбом 2005 (Вальс пустоты)


 

АВТОБИОГРАФИЯ ЗУЛИ КАМАЛОВОЙ

Я родилась в татарской семье в Удмуртии, в городе Сарапул. Это удмуртский город, татарской школы там не было, да и вообще по тем, еще советским, временам это было не то что не модно, но как-то... неудобно, что ли. В школе меня звали Зоей : произнести "Зульфия" ни у кого язык не поворачивался. Потом я училась в Пермском университете на факультете иностранных языков.

В 1991 году по студенческому обмену уехала в Австралию . Стала работать переводчицей в комиссии по сохранению морских ресурсов Антарктики . Тогда я увлекалась романсами, бардовской песней на любительском, конечно, уровне. Я решила, что в Австралии у меня будет больше возможностей для развития как певицы, чем на родине. В конце 80-х у нас был напряженный период.

Я пробовала вернуться в 93-м. Приехала к родителям в Сарапул, пожила 4 или 5 месяцев... Не сложилось, не было условий, и я решила снова вернуться в Австралию.

И только в Австралии я остро почувствовала, как много для меня значат мои татарские корни, и решила в музыке быть такой, откуда я происхожу. Довольно частая, кстати, история - когда люди, эмигрировав, заново осознают свою национальную принадлежность. Мне очень повезло, что я не попала в русскоязычную среду. Там такое все... законсервированное. А я свою "советскость" потеряла довольно быстро. Сейчас я вращаюсь в среде музыкантов, в Австралии их на удивление много, потому что там очень питательная среда.

В 1997 году выходит в свет дебютный альбом певицы (русские, цыганские, болгарские, африканские, французские, бразильские, боливийские песни, джазовые импровизации), признанный лучшим альбомом года по оценкам .

В 2000 году альбом Aloukie приносит Зуле ежегодную австралийскую премию в номинации "Лучший альбом года" "Best Album of the Year". Творческая музыкальная общественность хорошо приняла альбом Aloukie. с татарскими песнями в минималистичной aранжировке и с хрупким, как бы "разреженным" саундом" Александр Беляев, журнал Креатив "Креатив"), и после этого Зуля смогла оставить работу переводчика и заниматься только музыкой. Разумеется, в Австралии зарабатывать на жизнь музыкой (тем более - такой) тяжело. Но Зуля нашла поддержку.... у австралийских чиновников от культуры.

Зуля хорошо знает пять языков: русский (родной), татарский (родной), английский (теперь тоже как родной), а также французский и португальский.

Музыкальная биография

Я росла в татарской культуре, и эта музыкальная традиция органически входила в мою жизнь. В своём сердце я сохранила старые народные татарские песни, которые я слышала в детстве от бабушки, они запали мне в душу и вошли в мою кровь. Меня привлекают корневые, очень традиционные песни , которые я чувствую глубоко в сердце. Именно поэтому я решила сохранить их , но я не видела смысла это делать традиционно, ведь в Татарстане отличные исполнители, сохраняющие эти песни в их традиционном звучании.

Профессионально заниматься музыкой я начала уже в Австралии , где меня окружали выходцы из различных стран, такое вавилонское смешение языков и культур. Если бы я осталась в России, я бы, скорее всего, никогда бы не услышала музыку других традиций. За время советского периода многие народы, жившие на территории нашей страны, в том числе и татары, обрусели. Я не знаю, как себя представлять в Австралии, потому что мало кто знает, кто такие татары, что это за нация.

У нас в Австралии татарская диаспора очень маленькая, около ста семей. Но для себя я поняла, что я не могу называть себя русской, потому что я чистая татарка, хотя я никогда не училась в татарской школе и не забыла язык только благодаря бабушке. Многие, даже чистые татары, не говорят на родном языке. И тем интереснее, что я решила где-то на краю земли, на краю планеты вдруг обратиться к корням.

Когда я переехала в Австралию, поначалу просто пела бардовские песни, романсы, потом поступила в консерваторию, изучала классику XX века, contemporary и пела очень сложные вещи. Потом я поняла, что это интересно петь, но неинтересно слушать.

Одно время я увлекалась джазом - у меня был гитарист, с которым мы пели в клубах. Потом встретила удивительную женщину Нину Шуднат. Она из переселенцев, эмигрировавших через Китай в Австралию еще в 5о-е годы. У нее была своя система постановки оперного голоса, и она меня многому научила в плане вокала. Когда я сейчас слушаю старые записи, чувствую, что мой голос был как бы мельче, что ли, не таким округлым. Нины Николаевны, к сожалению, не стало в прошлом году...

В Австралии я почувствовала себя гражданином мира. Я не просто слепо заимствовала элементы из различных музыкальных традиций. Одно время я изучала португальский язык , чтобы лучше понять бразильскую музыку. Потом я увлеклась африканскими ритмами и, чтобы почувствовать африканский колорит, даже танцевала в африканском ансамбле. Заинтересовалась этническими стилями пения.

В 1999 году я записала свой первый альбом с русскими, французскими, индийскими, цыганскими, португальскими, испанскими, ирландскими песнями. Мне было удивительно, что его заметили в Австралии. Дали зеленый свет, поддержали. Очень тепло откликнулась пресса, критика. Это привело меня в мир фестивалей.

В Австралии неплохая фестивальная сеть. И уже там, поглядев на все это музыкальное богатство, я решила, что и сама могу что-нибудь придумать. И заново открыла для себя татарский фольклор. Правда, аранжировали мы его не самым обычным образом: у меня играли музыканты на малийской коре, австралийском диджериду, на таблах.

После того, как мой второй альбом Aloukie был назван лучшим альбомом 2ооо года, СМИ стали воспринимать всерьез то, что я делаю. И это при том, что музыка у меня не самая привычная. Для Австралии татарский фьюжн - вообще что-то неслыханное . А в 2оо3 году мою пластинку "Elusive" даже номинировали на ARIA Awards. Это премия австралийской индустрии звукозаписи, очень почетная.

Тем не менее, я чувствую, что Австралия для меня уже мала. Там можно какое-то время побыть, по фестивалям поездить, что-то записать, но страна, все-таки, небольшая.

STYLE

Венгерский музыковед Ласло Викар говорил, что татарская музыка - мост между венгерской и монгольской музыкой , и это делает её очень интересной. В татарской музыке есть элементы многих культур: в ней то слышатся восточные интонации , то становится заметным влияние ирландской традиции. Татарская музыка основана на пентатоническом ладу , то есть на пяти нотах; она по-восточному колоритна и использует больше мелодику, нежели гармонию.

В общем-то, я не называю то, что я делаю, фолк музыкой. Также я не очень люблю определение world music (мировая музыка, музыка мира). Это просто Музыка . Мне чужды рамки жанров. В моей музыке сосуществуют элементы разных стилей и жанров, поэтому мне кажется невозможным заключить её в какие-то определённые рамки.

Я работаю не в ортодоксально-традиционном плане, а с учетом того опыта, который у меня появился: разные стили, разные культуры, разные жанры. Мне интересно на национальном создавать что-то свое, новое. Люди, не замечающие в моей музыке татарских элементов, ошибаются, просто эти элементы не настолько ярко выражены.

Я играю татарскую музыку в своей, достаточно вольной манере, это не ортодоксальный взгляд на татарскую традицию. Я люблю смешивать жанры и стили, использую как традиционные - баян, длинную флейту (курай), варган (кубыз), так и нетрадиционные для татарской музыки инструменты: кора (африканская лютня), табла (индийский барабан), калимба, греческая бузуки, фагот, туба, флюгельгорн и т.д.

После того, как я впитала различные влияния и традиции Австралии, мне захотелось сделать с этим что-то новое. Я не ставила цели удивить или поразить кого-то, мне просто захотелось спеть эти песни по-новому. Если мне нравится тембр инструмента, например, малийской коры (она не звучит как обыкновенная арфа, у неё очень специфический звук и интересные ритмы), фагота, тубы, я пробую использовать это в моей музыке. Такой экзотичный выбор инструментов близок мне в последнее время.

Официальный сайт певицы: http://www.zulya.com

Скачать песни>>>

Обновлено 12.12.2006 19:26