Tatarmoscow.Ru
Хазары | Печать |
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
История татар - Древние тюрки
Автор: Administrator   
18.09.2006 22:33
В восточноевропейских степях осталось большое количество кочевых племён, которые после гибели гуннской державы в 454 году стали развиваться самостоятельно — их имена запестрели на страницах византийских и закавказских исторических хроник. Среди них — болгары и хазары. Все они активно участвовали в качестве союзников или наёмников в частых византийско-иранских столкновениях и войнах то на одной стороне, то на другой, а при случае грабили пограничные провинции сразу обеих империй. Светлана Плетнева
доктор исторических наук



Хазары

Письмо кагана Иосифа
 
В середине Х века придворный испанского калифа Абдаррахмана III Хасдай ибн Шафрут, заитересовавшись дошедшими до него слухами о существовании где-то в далёких восточных степях иудейского государства хазар, написал правителю этого государства обстоятельное письмо-вопросник. Ответ хазарского кагана Иосифа — единственный документ, в котором сами хазары (хоть и очень коротко и фрагментарно) рассказывают о себе, о своём государстве, некоторых эпизодах истории, обычаях и законах.

Каган начинает повествование заявлением, что народ его происходит из рода Тогармы, сына Иафета. В древнееврейской литературе Тогармой (Тогаром) именовались все тюркские народы. Иосиф гордо называет себя "царём Тогармским", подчёркивая этим титулом своё могущество, простирающееся якобы не только на хазар, но и на все остальные тюркские народы.
Следующий раздел письма посвящён первым шагам хазарской истории. Сначала предки хазар были малочисленны. Затем они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но "с помощью божьей" хазары прогнали их и заняли их страну. Иосиф указывает и имя изгнанного народа — В-н-н-т-р. Ряд учёных полагает, что это неточно переданное древнееврейской транскрипцией имя болгарского племени оногуров (утригуров), кочевавших в VII веке в Восточном Приазовье.

Не менее ценны сведения Иосифа об общественных отношениях и экономике страны. Он писал, что каждый род в его государстве имеет наследственное владение, в котором ведёт своё полуземледельческое-полукочевое хозяйство.

Поскольку дождей в Хазарии выпадает мало, рассказывает далее Иосиф, поля в государстве орошаются из рек, земли же тучны и плодородны, и поэтому в стране много садов и виноградников. В многочисленных реках водится самая разнообразная рыба, которую добывают в большом количестве.

Наиболее запутанными кажутся в письме Иосифа вопросы о размерах Хазарии, о её местоположении, городах и соседях, то есть вопросы её политической географии и роли, которую играл каганат в Восточной Европе. Размеры страны, по данным письма, весьма значительны: восточная граница проходила где-то по заволжским степям, южная — вдоль Кавказского хребта, западная — по Крыму. Не очень ясно обозначена северная граница. Однако днепровские и донские степи, по утверждению Иосифа, также входили в состав каганата.

Перечисление многих подвластных кагану городов, народов, племён и постоянный хвастливый рефрен о дани, которую выплачивают ему все соседние народы, обширные размеры государства — всё это выглядит очень спорным. Данные письма нуждаются в проверке посредством сопоставлений с другими дошедшими до нас источниками, как письменными, так и археологическими. Тем не менее этот документ интересен тем, что в нём отражены представления и притязания правящей верхушки хазар на политическое положение каганата в Восточной Европе в середине Х века.

Хазарская федерация
 
Примерно в середине IV века на народы Восточной Европы обрушилось гуннское нашествие. В 370 году гунны заняли прикаспийские и донские степи, опустошили Приазовье и Причерноморье и ринулись в Центральную Европу.

В восточноевропейских степях осталось большое количество кочевых племён, которые после гибели гуннской державы в 454 году стали развиваться самостоятельно — их имена запестрели на страницах византийских и закавказских исторических хроник. Среди них — болгары и хазары. Все они активно участвовали в качестве союзников или наёмников в частых византийско-иранских столкновениях и войнах то на одной стороне, то на другой, а при случае грабили пограничные провинции сразу обеих империй.

Более или менее связные сообщения о хазарах и родственных им племенах болгар и савир начинают появляться в армянских и византийских источниках, повествующих о событиях, происходивших в Предкавказье не ранее начала VI века.

Все они кочевали в дагестанских степях и были объединены в рыхлый, слабо экономически и политически организованный, но достаточно дееспособный в военном отношении племенной союз. Постепенно ведущим народом в нём стали хазары. Однако союз недолго был самостоятельным. В европейских степях во второй половине VI века появилась новая политическая сила — Тюркский каганат. С ним считались не только кочевые народы, но и Иран, и даже далёкая Византийская империя. Начав войну с Ираном, каганат включил в своё объединение и кочевой союз хазар и савир, через земли которых войска тюрок двинулись на владения шаха. Однако вспыхнувшая в Тюркском каганате кровопролитная междоусобица вынудила тюрок уйти из Предкавказья.

В 626 году тюрки вовлекли хазар в войну, которую Византия вела с Ираном. Тюркская армия устремилась на Закавказье, однако успешное вторжение было неожиданно прервано из-за новой междоусобицы в каганате, которая кончилась полным крахом Тюркской державы. На её развалинах начали возникать новые государственные образования. Одно из них создали болгарские племена. Болгары занимали приазовские степи и Таманский полуостров. Их вождь и правитель Курбат в 635 году после освобождения из-под власти Тюркского каганата создал своё самостоятельное объединение — Великую Болгарию.

Хазарский каганат сложился в прикаспийских степях почти одновременно с Великой Болгарией. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя они назвали каганом, а государство — каганатом.

Ослабление Великой Болгарии после смерти Курбата привело хазарских правителей к мысли присоединить к своему объединению приазовских болгар и захватить их великолепные пастбища и начинающие отстраиваться после гуннского разгрома черноморские порты.

Болгары под водительством энергичного и талантливого хана Аспаруха оказали хазарам сопротивление, но другой наследник Курбата — Батбай не поддержал брата, и Аспарух вместе со своей ордой откочевал на Дунай, став там основателем нового государства — Дунайской Болгарии. Батбай же остался в каганате. Этническая и языковая близость его орд с хазарами привела к быстрому слиянию этих племён в единый союз.

Распространение власти хазар на Приазовье и Восточный Крым неизбежно привело к установлению тесных контактов с Византийской империей. В конце VII-начале VIII веков Хазарский каганат оказался в центре политических интриг Константинополя.

В 711 году хазары помогли захватить византийский трон крымскому армянину Вардану, получившему при восшествии на престол имя Филиппа. В результате каганат приобрёл надёжного союзника для борьбы с надвигавшейся уже через Закавказье в прикаспийские степи новой силой — арабами. Поскольку Византия была и сама кровно заинтересована в этом союзе против арабов, она пошла на всевозможные уступки хазарам, чтобы закрепить его. В частности, все крымские противоречия были разрешены обоими государствами без проволочек — Херсон по обоюдному соглашению отошёл к Византии, а весь Восточный Крым остался за Хазарией.

От кочевий к городам
 
Большинство открытых в дагестанских степях археологами поселений хазар было укреплено мощными рвами и глинобитными, саманными или сложенными из рваного камня стенами. У села Чир-Юрт на реке Сулак находятся развалины древнейшей столицы Хазарии — Беленджера. Городище это как бы запирает всю долину Сулака — оно расположено у выхода реки из предгорий в равнину.

Второй город Хазарии — Семендер. Арабские авторы указывали, что этот город находился недалеко от Дербента (4-8 дней пути), на берегу моря и озера. Ряд учёных полагает, что такое место находится у современной Махачкалы.

Очевидно, первоначально Семендер был крайним северным укреплением Ирана, преграждающим путь кочевникам. Позднее он разросся в город. Выгодное положение у морской гавани выдвинуло его — на некоторое время он стал столицей каганата.

Находит подтверждение и казавшееся невероятным сообщение древних авторов о виноградниках и садах, окружавших эти города. Анализы почв и палеоботанических остатков показали, что земледелие около хазарских городов, несомненно, существовало. Открытые в последние годы следы каналов подтверждают фразу Иосифа из письма в Испанию об орошаемом земледелии в Хазарии.

Мощные города-крепости известны и вне бассейна Сулака — на Акташе и Тереке. На равнинной территории Дагестана археологи обнаружили круглые или овальные в плане поселения, не превышающие 100 метров в диаметре и окружённые рвами и саманными стенами. Небольшие размеры этих крепостей позволяют предполагать, что внутри их обитала, как правило, одна аристократическая семья. Пашни и пастбища, рыбные и охотничьи угодья были, очевидно, распределены между родами. В Х веке Иосиф пишет об этом как о давно известном факте.
Племенной союз хазар и болгарских племён превращался в раннефеодальное государство. Во главе каганата стоял каган. Он принадлежал всегда к одному правящему роду Ашина.

Новая столица Хазарского каганата
 
Начавшаяся в 713 году война с арабами закончилась полным разгромом хазар. Их кагану пришлось выполнить оскорбительное требование арабов — принять мусульманство. Тем не менее Хазария не была завоёвана и не стала вассалом халифата.

Длительная война тяжелее всего отразилась на экономике молодого Хазарского государства. Арабы неоднократно вторгались на его территорию, разоряли и грабили города, жгли поселения, вытаптывали нивы и виноградники, угоняли скот с зимовищ, а население, как правило, забирали в рабство. Поэтому уже в период войн началось постепенное расселение хазар в обильных пастбищами волжских, донских и донецких степях. Менялась география Хазарского государства.

Переселение в степи населения, занимавшегося на Северном Кавказе развитым орошаемым земледелием, привело к тому, что донские и приазовские болгары стали активно оседать на землю. Этот массовый переход степняков к новому способу ведения хозяйства — земледелию, а вместе с тем и ремесленничеству, положил начало сложению единой культуры. На всей территории каганата был принят общий тюркский язык, относящийся, как это установлено советскими тюркологами, к болгаро-печенежской группе тюркских языков. На всей территории этой огромной страны от лесостепи до Нижнего Дона широко распространилась единая руническая принятая у тюркоязычных народов письменность.

Араб Истахри в Х веке писал, что хазары делятся на белых и чёрных. Он полагал, что различие между ними чисто внешнее: чёрные обладают смуглой, почти чёрной кожей, а белые отличаются необыкновенной красотой. Однако на самом деле у всех тюрок такое деление означало, что одни (чёрные) хазары были податным, зависимым населением, а другие (белые) — свободными. Это была родовая и служилая аристократия. Вполне возможно, что Истахри отнюдь не преувеличил разницу в их внешности. Бедняки, целые дни проводившие в поле или на коне при стаде, были чёрными от загара, у них, несомненно, более явственно выступала монголоидность, которая не могла казаться красивой семиту-арабу. В то же время господствующий класс, нередко из поколения в поколение выбиравший жён из пленных — славянок, албанок, грузинок, армянок и т.п., постепенно терял характерные этнические черты: представители этого класса своей изнеженностью и красотой выделялись на фоне "чёрного люда".

Оседала на землю и переходила к земледелию беднейшая часть населения, не имевшая возможности кочевать (для кочевания нужно определённое количество скота, которого у них не было). Богачи — владельцы стад — продолжали кочевой образ жизни. Зимой они сидели в тёплых жилищах на зимовищах, а летом отправлялись в степи.

Окружённые большими поселениями становища, стоящие на торговых путях, перерастали в города. Именно таким городом был Итиль — новая столица каганата. Многие попытки найти развалины этого города, который, судя по источникам, находился где-то в дельте Волги, не увенчались успехом. Они, по-видимому, полностью смыты часто сменяющей русло рекой. До нас дошло несколько довольно подробных древних описаний этого города (в основном арабских авторов). Итиль состоял из двух частей: кирпичного дворца-замка, построенного на острове, и большого города, соединённого с замком плавучими мостами и также ограждённого мощной стеной, сложенной из сырцовых кирпичей (никто, кроме кагана, не имел права использовать при строительстве обожжённый кирпич). В городе было много общественных зданий: бани, базары, синагоги, церкви, мечети, минареты и даже медресе. Частные постройки были разбросаны беспорядочно и представляли собой маленькие глинобитные домики и юрты. Жили в них купцы, ремесленники и разный люд. Население отличалось этнической пестротой и было очень многочисленно (по некоторым данным, около 100 тысяч человек). Город утопал в садах и занимал огромную площадь — вдоль берега он тянулся на 6 километров!

Другим городом каганата был Саркел, что в переводе с тюркского означало Белая крепость. Город размещался на острове, образованном рекой и искусственным проточным рвом. Крепость имела форму четырёхугольника, обведённого кирпичными стенами с крепостными башнями.

Вместе с новыми городами, выраставшими из замков, во второй половине VIII века начали отстраиваться разрушенные гуннами приморские города. Такова, например, Таматарха, или, как её называли русские в XI-XII веках, Тмутаракань, расположенная на берегу Керченского пролива у современной станицы Таманской. Это был крупнейший перевалочный пункт, в котором скрещивались многие морские и сухопутные дороги.

Недалеко от Таматархи на полуострове находился ещё один хазарский город — Фанагория, восстановленный после гуннского погрома ещё во времена Великой Болгарии. При хазарах город сильно разросся и несколько раз перестраивался. В начале IX века он был полностью разрушен печенегами и больше не возрождался.
Через земли каганата проходили торговые пути, связывающие страны Востока и Византию со славянами и балто-финскими народами. Хазары, несомненно, брали подати с проходивших караванов. Иосиф сообщал, что он контролирует речные пути.

Весьма значительной статьёй дохода была дань, которую хазары брали с соседних народов. В первый период существования Хазарского государства это были преимущественно северокавказские горные племена и оседлое население Боспора. Во второй период с перемещением государственных центров переместилось и направление хазарской экспансии. Хазары обратились на север и северо-запад. В результате ими были обложены данью все соседние в Верхним Подоньем славянские племена: поляне, северяне, вятичи. Об этом факте сообщается в русской летописи ("хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей, брали по серебряной монете и по белке от дыма"). Правда, поляне довольно быстро освободились от этой подати, передав хазарам вместо обычной дани "от дыма по мечу". В результате хазары отступились от сильного и далёкого народа. Зато они обложили данью другое славянское племя — радимичей. Помимо славян хазары брали дань, по свидетельству кагана Иосифа, с буртасов, эрзи, черемисов, болгар и сувар. Все они обитали к северу и северо-востоку от Хазарии. Болгары и сувары — это уже не прикаспийские барсилы и савиры, а основатели государства Волжская Болгария. Вассальная зависимость Волжской Болгарии от хазар сохранялась вплоть до гибели каганата, хотя к началу Х века она, по словам Ибн-Фадлана, приезжавшего сюда в составе арабской миссии в 920 году, стала минимальной.

Если в XIII веке монгольские ханы прежде всего уничтожили всю половецкую аристократию и сами стали единственной знатью, то хазары, наоборот, сохранили всю правящую верхушку побеждённых народов — болгар и алан, связав её с собой вассалитетом. По существу, алано-болгарские аристократы ничего не потеряли, войдя в Хазарский каганат. Единственное, чего они никогда не могли достигнуть, — это каганского трона.

Каганом мог быть только хазарин-тюрок. Однако этот непреложный закон смогли обойти болгарские ханы, добившись для самого богатого и знатного рода права соуправления, то есть двоевластия.

Власть кагана-хазарина особенно пошатнулась в период арабских войн, когда ему пришлось бегать по степи, спасаясь от арабских конных разъездов. Вот тогда и выдвинула жизнь соправителя кагану из среды наиболее дееспособных и богатых (не разорённых войной) донских болгарских ханов. Вполне возможно, что в те годы болгары просто могли сбросить кагана, а его болгарский соправитель, который в арабских источниках называется царь, хакан-бек, иша или шад, получал фактически право устранить неугодного владыку. Носитель древних, освящённых традицией обычаев остался на троне, связанный этими обычаями по рукам и ногам, а свободный от всяких условностей царь единолично правил Хазарским государством. Царь возлагал на богатых обязанность поставлять всадников. Конное царское войско состояло из 10-12 тысяч всадников, находящихся на царском жаловании.

В государстве собирали подати, а следовательно, была в нём и администрация — чиновники для их сбора. Высшие из них, сидящие по городам и дальним провинциям, назывались тудуны. Кроме тудунов, в городах правили ещё и судьи. Причём судей было много, и судили они по разным законам: христиан — по христианскому, мусульман и иудеев — по Корану и Талмуду, а язычников — по "обычному" праву, то есть по законам общины.

К концу VIII века обстановка в Хазарии сложилась так, что появилась настоятельная необходимость заменить разнородные языческие культы всеобщей государственной религией. Хазарские правители прежде всего попытались внедрить культ единого бога неба — Тенгри-хана. Так же поступали князья и ханы других раннефеодальных государств: Дунайской Болгарии, где был установлен культ вождя-хана; Киевской Руси, в которой Владимир Святославович усиленно насаждал культ Перуна — бога грома и молнии. Очень быстро эти искусственно созданные культы перестали соответствовать тем общественным отношениям, которые установились в этих государствах. Они были заменены в Болгарии и на Руси христианством.

Христианство наступало и на Хазарию — с запада из Византии и с юга из закавказских государств. В Крыму была учреждена Византией Готская митрополия, в которую входили семь епархий, находившихся на хазарской земле. Однако постоянные споры хазар с Византией о власти над западными крымскими провинциями, естественно, не способствовали расположению кагана и царя к религии византийцев — христианству. Уже говорилось о тех трагических событиях, в которых униженный каган принял мусульманство. Религия основного врага и обидчика — Халифата — также вряд ли могла стать популярной в каганате. Становится очевидным, что враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале IX века к серьёзному политическому шагу — официальному принятию иудаизма.

Смута и гибель
Принятие иудаизма в государственном масштабе произошло при кагане Обадии.

Вполне возможно, что Обадия, обращаясь в иудейство, желал не столько противопоставить своё государство двум великим державам (Византии и Халифату), сколько стремился противопоставить себя лично государям этих стран, превратившись в защитника гонимой религии. Кроме того, новая религия должна была дать кагану реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.

Тем не менее уже в первые годы насаждения новой религии выяснилось, что надежды кагана путём принятия иудаизма сблизиться с подданными явно не оправдались. Дело в том, что иудаизм сугубо национальная религия — религия "избранного народа". Иноплеменники не могут быть истинными иудеями — такова догма этой религии. Раввины с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана и его окружения, но они не могли сделать этого для всех народов, входивших в состав Хазарского каганата. Следовательно, новая религия не объединяла, а, наоборот, разъединяла федеративное государственное образование, возглавленное хазарами. В то же время бережно хранимые в народе языческие обряды и верования в целом ещё вполне отвечали идеологическим представлениям хазарских племён.

Принятие иудейства каганом, царём и всей итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях и мало связанной со столицей. Между этими двумя группами "белых хазар" началась борьба за власть и влияние в каганате. Все, кто не принял иудейской религии, в том числе христиане и мусульмане, объединились против правительства. Это была своеобразная "хазарская фронда". Борьба была беспощадной, и в ней погибли не только "фрондеры", но и виднейшие представители иудейской знати. В числе последних были, очевидно, сам Обадия и два его сына — Езикия и Манассия.

Война феодалов продолжалась в течение нескольких лет, очаги её вспыхивали то в одной части Хазарии, то в другой. К середине X века Хазария превратилась уже из обширной могущественной державы в заштатное ханство. Всего сто с небольшим лет прошло со времени её расцвета, наступившего после арабских войн. Все неудачные войны и дипломатические промахи хазар, территориальные потери объяснялись прежде всего внутренним ослаблением каганата, оторванностью иудейского правительства от своего народа.
Последний удар нанесла Русь. В 80-х годах IX века древнерусский князь Олег присоединил к своему княжеству земли плативших ранее дань кагану славянских племён. В 60-х годах Х века великий князь киевский Святослав разгромил Хазарский каганат, разрушил его столицу.

Для Хазарии поход Святослава, окончательно нарушивший все её торговые пути и разоривший города, был роковым.

В самом конце Х века сын Святослава Владимир, заключив союз с гузами, вновь прошёл путём отца на Болгарию, а затем по Волге — на остатки хазар. Он овладел страной и наложил на хазар дань. Русские корабли вновь заскользили по водам Каспийского моря, по Волге и Дону. Хазары же, по существу, перестали упоминаться на страницах летописей и хроник. Восточные их города были уничтожены ещё Святославом. Знаменитые сады и виноградники Семендера сожжены. Итиль остался в развалинах. Его не удалось восстановить полностью ни хазарам, ни хорезмийцам, которые и не были заинтересованы в этом.

Западная часть Хазарии, в основном таманские и крымские земли, пострадала меньше. Однако и там жизнь в большинстве поселений замерла примерно в конце Х века. Хазарское население сосредоточилось в городах.

В XI веке хазары упоминаются в русской летописи лишь в качестве участников заговора против князя Олега Тмутараканского. Это последнее упоминание о них в европейских источниках. О том, что какая-то часть хазар всё же осталась в Крыму и продолжала придерживаться иудейской религии, свидетельствуют документы, в которых упоминаются мессианские движения среди крымских хазарских иудеев в XII веке, да ещё тот факт, что в Италии XI-XVI веков Крым именовали Хазарией или Газарией.


"Татарский мир" № 4 (2003)

 http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=226&section=0&heading=0