Tatarmoscow.Ru
Наши песни | Печать |
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Статьи и рассказы - Статьи
Автор: Administrator   
23.12.2008 12:45
Продолжается тотальное наступление на родной язык, национальную письменность, на систему образования и культуру татарского народа. Действуют в одной связке все ступени, все щупальцы вертикальной и горизонтальной власти – от московских вершин до казанских низов. Запретительные законы, судебные преследования, прокурорский и административный произвол и, наконец, бульдозеры и экскаваторы против исторических памятников – все пущено в ход.
Продолжается тотальное наступление на родной язык, национальную письменность, на систему образования и культуру татарского народа. Действуют в одной связке все ступени, все щупальцы вертикальной и горизонтальной власти – от московских вершин до казанских низов. Запретительные законы, судебные преследования, прокурорский и административный произвол и, наконец, бульдозеры и экскаваторы против исторических памятников – все пущено в ход.

До конца лета 2008 года еще оставалась надежда, что прямые силовые атаки не коснутся татарской песни. Ее вытеснение и без того идет успешно. Но оптимизм ныне – дело проигрышное. Это еще раз подтвердило уничтожение радио «Ta’rtip-FM».

Всего неполные два месяца успело радовать своих слушателей новое негосударственное татарское радио, избравшее своей целью служение национальной культуре, возвращению народу золотого фонда его музыкальной сокровищницы. Работая лишь в тестовом, то есть в пуско-наладочном режиме, радио успело завоевать триумфальный успех. Возрождаемый голос культуры был услышан и с восторгом был воспринят не только людьми старшего возраста. Оживилась надежда, что музыкальная культура народа не уйдет в небытие вместе с уходящим поколением.

Старинные песни, пришедшие из глубин веков напевы – это самые древние корни культуры и духовности татарского народа. Они намного старше христианства и ислама. Татарские мелодии, один к одному схожие с китайскими, по меньшей мере ровесники древнейшей китайской музыкальной культуры. Помню свою встречу с китайским историком Чянь Бин, проходившим стажировку в КГУ в начале 90-х годов ушедшего века. На мой вопрос о мотивах его интереса к истории татар он ответил буквально так: «Наши песни нам подарили ваши древние предки». Китайцы меньше, чем кто-либо из других народов склонны признавать чужое заимствование в своей культуре. Значит, в те времена мы не были чужими. Но если даже все обстояло наоборот, то есть наши предки сами переняли музыку у китайцев, и в том случае это могло произойти лишь в далекой глубине веков и тысячелетий. Из нас сегодня хотят вытравить эти древнейшие корни и истоки народной души – то, что Китай хранит в памяти тысячи лет.

Создание национального радио культурной направленности – задача не только неотложно актуальная, но в условиях всесильной монополии агрессивной серости и шумливой пустоты в татароязычном эфире – не в меру рискованная. К сожалению, излишне романтичные инициаторы создания «Ta’rtip-FM» - Marat Iblea’minov и Kamil Bikmo’kha’ma’tov недооценили серьезность опасности, когда своим благородным замыслом вошли в противоречие с интересами производителей и влиятельных покровителей коммерческой развлекательной дешевки. Для могущественных коммерческих структур, в чьей частной собственности оказался почти весь архив татарской музыкальной культуры, наверное, было дразнящей неожиданностью, что у создателей нового радио сохранилось более 7000 копий архивных записей. Именно они звучали на волне «Ta’rtip-FM». Бесплатно, то есть в ущерб дельцам, кто в запрятанном культурном богатстве видит лишь товар и навар.

Расправа с «Ta’rtip-FM» произошла 27 августа 2008 года. Внезапно, без предупреждения, с циничным вызовом. Акция была приурочена ко Дню республики, к очередной годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана.

Заказчик уничтожения радиостанции из «своих» – татарстанское агентство по массовым коммуникациям «Татмедиа». Исполнитель – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Татарстану. В адрес этого управления 26 августа 2008 года агентством «Татмедиа» было направлено и в тот же день адресатом было получено короткое письмо №05/1604 следующего содержания:

«Сообщаю, что в рамках работы над атласом СМИ Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» выявлена в эфире города Казань на частоте 87,8 FM радиостанция «Тартиб», по нашим данным не имеющая комплекта разрешительных документов».

«Сообщение» подписал первый заместитель генерального директора «Татмедиа» Ф. Шагиахметов. Естественно, как и полагается в неблаговидных делах, оно негласное, скрытое от глаз и ушей общественности. Читается оно как донесение военной контрразведки об обнаружении вражеского радиопередатчика во фронтовом тылу. Быстрота ответной реакции подчеркивает эту схожесть – по требованию федеральной надзорной службы радио «Ta’rtip-FM» было отключено из эфира 27 августа – уже через день после «выявления» и полученного об этом «сообщения». В тот же день содержание письма и донесение о принятых мерах были доведены до ФСБ и прокуратуры. Это, наверное, в порядке «контрольного выстрела». Через два дня оборудование радиостанции было разобрано.

Любителей шпионских детективов может удивить, что потребовалось почти два месяца для того, чтобы запеленговать «в эфире города Казань» «незаконно» звучащие полузабытые татарские песни. Ведь современная техника способна «выявить» даже сжатую до доли секунды и «выстреливаемую» в эфир информацию. За время звучания одной старинной протяжной татарской песни можно было успеть засечь ее, нагрянуть на студию и разломать передатчик на металлолом. Для «выявления» нового радио можно было обходиться вообще без техники – лишь собственными ушами. Голос «Ta’rtip-FM» звучал день и ночь повсюду в Казани и на ее окраинах. Наверное, все-таки было запеленговано не само радио, а его ошеломительная, быстро растущая притягательность, то есть рейтинг, как ныне выражаются. Повальное бегство радиослушателей от коммерческих так называемых «татарских» радио с «эстрадной» однодневной пустышкой вперемежку с бесконечными поздравлениями слушателями друг друга не могли не перегреть раздражение их влиятельных хозяев.

По-настоящему удивителен другой факт: беспрекословная и невероятно поспешная исполнительная реакция ФЕДЕРАЛЬНЫХ служб на «сообщение» РЕСПУБЛИКАНСКОГО акционерного информационного общества, то есть общественной организации.

Оглушительный контраст с бесчисленными обращениями татарской общественности в разные федеральные инстанции по поводу развала татарско-турецких лицеев, исключения национального компонента из школ и т.д., которые уходят как будто в глухую пустоту. Один конкретный пример. Сообщения о притеснениях 20-й татарской гимназии казанскими городскими властями дошли до самого Д. Медведева – куратора и покровителя национального проекта по образованию – накануне его избрания президентом РФ, а в ответ – привычная отписка. «Постановление» казанских властей о переселении гимназии из заброшенного детского сада в нормальное школьное здание оказалось усыпляющим обманом. Никто и не думал его исполнять! И ничего – все нормально, «ситуация под контролем». А тут доносительский сигнал из «Татмедиа», подписанный даже не самим начальником, а его замом, воспринят федеральными службами как боевой приказ, подлежащий незамедлительному исполнению! Откуда и от кого у этой республиканской НЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ организации такое могущество? Разумеется, что инициаторы удушения радио расчетливо использовали и инерцию катка запретительной кампании федеральных властей. Когда запреты в области культуры и образования один за другим накатываются на татарский народ свыше, местные представители федералов, естественно, не могут оставаться в стороне. А при наличии доноса от самих бдительных татар, от могущественного «Татмедиа» – дело это весьма рискованное.
Достойно особого внимания авторство «сообщения».

Право подписи под ним генеральный директор «Татмедиа» господин Муратов предоставил своему заместителю Ф. Шагиахметову, хотя сам в тот день не отсутствовал на месте рабочего присутствия. Не хотел войти в историю с позорным нечистым поступком? Может быть. Но не исключено и иное объяснение. Юный господин Ф. Шагиахметов «отличился» на последнем съезде Всемирного конгресса татар в декабре 2007 года тем, что, выйдя на трибуну с информацией о работе татарских СМИ, демонстративно отказался говорить по-татарски. Это было проявлением неуважения к зарубежным делегатам, не владеющим русским языком. За что он и был согнан с трибуны, что само по себе, конечно, некорректно со стороны слишком горячих делегатов. Не желание ли отыграться за ту некорректную оплеуху определило дату удушения «выявленного» национального радио именно 27 августа 2008 года? Ведь как раз в этот день начал свою работу III Всемирный форум татарской молодежи, созванный обидевшим Ф. Шагиахметова Всемирным конгрессом татар. Замечательно удобная возможность напомнить самому ВКТ и его молодежному форуму, кто в хозяйчиках в нашем доме. Не исключено, что это случайное совпадение событий. Бывают подобные «случайные» случайности.

Чрезвычайно показательно сопоставление очередного удара по татарской национальной культуре с проведением 30 августа 2008 года грандиозного рок-фестиваля «Сотворение мира». На два миллиона американских долларов! Эти два события в памятные и праздничные дни республики очень броско высветили отношение татарстанских и казанских властей к культуре народа, давшего название республике.

И, наконец, еще одно «случайное» совпадение двух неслучайных событий. В тот же день, 27 августа 2008 года, тоже по-тихому было прекращено региональное вещание общероссийской FM-радиостанции культурной направленности – радио «Культура». Не это ли решение Москвы «вдохновило» «Татмедиа» и тех, кто за ней, угодливо последовать дурному примеру свыше, еще раз отличиться проявлением лояльности, проявив встречную инициативу, и «мочить в сортире» не успевшее родиться татарское радио культурной направленности? Ведь это так по-нашему! Не впервые ведь «Булдырабыз!». Кадетизация татарских школ и классов чего стоит!

Говорят, что геометрические параллели где-то в бесконечности все-таки пересекаются. Не знаю, в школе по этой науке у меня была «тройка». Но не только пересечение, а слияние в одну линию исторических параллелей – это уже очевидный факт. Например, одинаковое неприятие культуры и подмена ее массовыми зрелищами и зрелищными развлечениями в разные времена. С различием лишь способов ее подавления.

В 1933 году в Берлине состоялась одна театральная премьера, характерно наследившая в истории культуры. Присутствовавшему на премьере рейхминистру народного просвещения и пропаганды Иозефу Геббельсу очень понравилось одно образное выражение главного героя пьесы: «Когда я слышу слово «культура», я снимаю револьвер с предохранителя!». Эти слова рейхминистр взял себе на вооружение, несколько «смягчив» их: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет!». То есть он хватался за оружие, не снимая его с предохранителя. Германской культуре тогда «повезло», что нацисты излишне горячились, предпочитая искоренять ее пистолетом. Они еще не догадывались, что для той цели есть оружие во много раз страшнее пистолета – скрещивание культуры с коммерцией. Пугая деятелей и творцов культуры пистолетом, не додумались они двинуть экскаваторы с бульдозерами на живую историческую память своего народа.

От «пистолетной» угрозы культура может лишь пригнуться и притихнуть на какое-то время. Даже при унижении нищетой культура (татарская, например) способна выжить. Но задавленная бесстыдной циничной коммерцией да еще под прикрытием соответствующей кадровой политики в гуманитарной сфере, она не только гибнет, она перерождается, как видим, в агрессивную, убивающую душу народа силу культурного одичания. Татарское радио культурной направленности «Ta’rtip-FM» стало ее далеко не первой жертвой. Неутихающей болью остается трагическая судьба великого певца татарского народа Хайдара Бигичева.

Тихо, незаметно для общественности была уничтожена Казанская фабрика музыкальных инструментов – единственная в Татарстане. Разрушение бывшей гостиницы «Булгар», которая хранила память возрождения татарской культуры в начале прошлого века, где жил и творил Габдулла Тукай, – это уже поздний, зрелый, невообразимый по дикости «плод» агрессивной, обнаглевшей до беспредела разжиревшей тупой силы бескультурья. Сегодня она празднует очередную победу над нашей песней и нашей исторической памятью. Пока не похоже, что ее безнаказанному торжеству будет положен конец.

Фандас САФИУЛЛИН.

"Звезда Поволжья", №41 (23-30.10.08)