Tatarmoscow.Ru
Юбилей Шаймиева PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Новости - Политика
Автор: Administrator   
18.01.2007 19:07
20 января все прогрессивное человечество будет праздновать исторический юбилей - 70 лет президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Конечно, по масштабам сделанного им в одну заметку не уложишься. Но время еще есть. Да и после юбилея в свободной России никто писать пока не запрещает. Пока. Уже вся Казань полнится слухами и ожиданиями визита Путина. В Казани намечено проведение президиума Госсовета России по вопросам ЖКХ. Приедут и иностранные гости, в том числе и некоторые президенты стран СНГ. Юбилей будет достойный.
20 января все прогрессивное человечество будет праздновать исторический юбилей - 70 лет президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Конечно, по масштабам сделанного им в одну заметку не уложишься. Но время еще есть. Да и после юбилея в свободной России никто писать пока не запрещает. Пока. Уже вся Казань полнится слухами и ожиданиями визита Путина. В Казани намечено проведение президиума Госсовета России по вопросам ЖКХ. Приедут и иностранные гости, в том числе и некоторые президенты стран СНГ. Юбилей будет достойный.

Чего же достиг президент Шаймиев и в чем магия его личности? Почему его так любят на просторах СНГ? Конечно, он фигура даже не федерального, а международного масштаба. В СССР ему дали бы к юбилею звезду Героя Социалистического Труда. Посмотрим, как оценит Россия одного из лучших своих сынов. С моей точки зрения, главное, чего достиг Шаймиев за последние два десятилетия, которые он руководил республикой, - ему удалось преодолеть приниженность, придавленность татар, комплекс неполноценности татарского народа. В семидесятых даже прозвище в Казани такое было полупрезрительное “чаплашка”, в Москве татары еще с дореволюционных времен работали дворниками и носильщиками на вокзалах. Такое впечатление было, что основная масса татар ни на что другое не годилась. Хотя татары были прекрасными военными, пожалуй, одними из лучших солдат в мире, инициативными и исполнительными, храбрыми. Но они были как бы забитыми, на первые роли не лезли. Скромность считалась не позитивной чертой, в СССР уважалась наглость. Татары были одним из самых читающих народов в мире, и сейчас характерно для татарских семей иметь большие библиотеки. Татары - прекрасные математики, среди них много поэтов, это значит, что они интуитивисты.

Хотя в Татарстане нашли нефть и выкачали более двух миллиардов тонн в советское время (иногда нефтедобыча достигала в республике 100 млн. тонн легкой нефти в год), но тем не менее республика жила по талонам - 400 граммов масла в месяц, 2 кг сизой колбасы с туалетной бумагой. И вот с этих позиций стартовал Шаймиев. Шаймиеву пришлось быть первопроходцем в условиях достаточно враждебного окружения. На Шаймиева был наклеен ярлык сепаратиста, и в Москве только ждали, когда он даст промах, чтобы сменить его на более лояльного чиновника. Жизнь его не была медом, лавировала, как на американских горках. Он мог бы пригнуться, не высовываться, но в принципиальных моментах оправдывал свое имя - “Железный”. Как говорится, посеешь характер, пожнешь судьбу. Родители назвали его железным, он и стал железным на счастье татарского народа. Как только не гнули и не ломали его, какие только методы воздействия не применяли - и кнутом, и пряником. Он мог стать и вице-премьером в правительстве России, ему предлагали стать полпредом в Приволжском округе с утверждением столицы округа в Казани. Он неизменно отказывался, он всегда оставался в Татарстане, словно черпая силу от родной земли. Организовывались против него и заговоры, а он все равно гнулся и не ломался. Складывалось впечатление, что его хранит Бог, что он любимец высших сил. Но это только впечатление. На самом деле он всегда долго и глубоко стремился считать варианты, его выступления всегда были глубоко продуманы, прочувствованы, дипломатичны, на уровне “золотой середины”. Он никогда не стремился относиться к проблеме поверхностно, всегда стремился учесть широко все факторы. А это огромный внутренний труд. Конечно, он обладает талантом политического деятеля, но при этом и постоянно трудится, постоянно вникает в суть события. Помню, как часто он говорил в начале 90-х: “Политик должен всегда держать обе двери открытыми”. Шаймиев старался обеспечить себе свободу маневра, чтобы добиться своего “не мытьем, так катаньем”. Татарские радикалы требовали независимости, московские федералы требовали ввести войска в Татарстан и арестовать Шаймиева. Руслан Хасбулатов обещал привезти сепаратиста Шаймиева из Татарстана в железной клетке. Шаймиев сформировал свою элиту. Проводил свой отбор. Помню, какое отторжение вызывала в татарстанской элите кандидатура Рустама Минниханова на пост премьера республики. И ходил он тогда в свитере, и совершенно не пил, и был слишком молод и неизвестен. Оказалось, что Шаймиев разглядел в нем природного самородка, и из него вышел великолепный премьер, про которого сейчас говорят в Кабинете министров - вот если он уйдет, второго такого мы не найдем.

Все выступления Шаймиева на федеральном уровне настолько продуманы, что никого не оставляют равнодушными, вызывают резонанс. Татарстанцы и татары гордятся Шаймиевым. Вот какой у нас президент, а значит, и все мы немножко такие же мудрые. И во всей необъятной России нечего возразить. В областях прямо говорят, вот, мол, вам повезло, с таким президентом, конечно, республика будет процветать. Естественно, проблемы есть, без проблем нет развития. Но если объективно взглянуть и вспомнить, чем был Татарстан 17 лет назад и во что сейчас превратился - прогресс налицо. А могли бы прозябать, во многих регионах так и происходило. Люди приезжают из Нижнего Новгорода, из Самары, из Екатеринбурга, из Новосибирска, не говоря уже об Уфе - они сравнивают и завидуют. Даже москвичи сейчас говорят: какой красивый у вас город. А что будет еще через пять лет?

И во всех этих городах, крупнейших городах СССР, всегда свысока смотрели на Казань. Столицы союзных республик были для Казани недосягаемой мечтой. Сейчас ситуация меняется. Конечно, более 5 миллиардов долларов в год из числа доходов от добываемой нефти Татарстан перечисляет в федеральный центр (при этом бюджет республики - 2,5 миллиарда долларов). То есть если бы республика была независимой, то уровень ее благосостояния был бы в три раза выше. Но политика есть искусство получения возможного. Гиперцентрализация, выступающая как психологическая альтернатива доктрине суверенитета, на самом деле гораздо более разрушительна для России, так как выкачивает в астрономических масштабах все ресурсы из регионов в Москву. Все проблемы России сейчас упираются в гиперцентрализацию. Вместо создания равноправного, единого общероссийского рынка система развивается только в направлении федерального центра и деформирует рынок. В Москве требуют развития многополярного мира, отвергая доминирование Америки в качестве сверхдержавы, но внутри страны копируют именно политику “сверхдержавности”, обескровливая регионы и блокируя возможности естественного развития многополярности в России.

Шаймиев провозгласил основной доминантой своей деятельности превращение Татарстана в регион европейского уровня. Он сделал уже очень много для Татарстана, и за последние 800 лет не было в истории татар более лучшего лидера. Был еще Чингисхан, но поглядел бы я на Чингисхана в условиях путинской вертикали власти. Для дальнейшего развития республики каждый татарин должен стать в какой-то мере похожим на Шаймиева, чтобы республика пошла дальше. А цели, проекты, десятилетия - мне кажется, уже сейчас они сформировались: Универсиада (если повезет), Исламский банк России и формирование в Казани общероссийского исламского центра, Российский исламский университет, Паломнический центр Казанской иконы Божьей Матери и превращение Казани в мировую религиозную столицу, восстановление Духовной православной академии, Свияжск, строительство католического собора, посвященного Иоанну Павлу II. Духовное сознание - оно все определяет в мире.

Рашит АХМЕТОВ

http://tatpolit.ru/category/zvezda/2007-01-15/128

 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка