Tatarmoscow.Ru
Зуля Камалова PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Известные татары - Музыка
Автор: Administrator   
24.11.2006 16:46
Зуля Камалова Певица года 2001 (Australian World Music Awards)
Лучший исполнитель в жанре World Music 2002 (Australian LIVE Music Awards)
Лучший альбом 2000 (Аллуки) (Australian World Music Awards)
Номинация на лучший альбом в жанре World Music 2003 (elusive) (Australian Record Industry Awards - ARIA)
Премия Национального архива кинематографии и музыки Австралии за лучший альбом 2005 (Вальс пустоты)
Зуля Камалова

Зуля Камалова

Певица года 2001 (Australian World Music Awards)

Лучший исполнитель в жанре World Music 2002 (Australian LIVE Music Awards)

Лучший альбом 2000 (Аллуки) (Australian World Music Awards)

Номинация на лучший альбом в жанре World Music 2003 (elusive) (Australian Record Industry Awards -ARIA)

Премия Национального архива кинематографии и музыки Австралии за лучший альбом 2005 (Вальс пустоты)


 

АВТОБИОГРАФИЯ ЗУЛИ КАМАЛОВОЙ

Я родилась в татарской семье в Удмуртии, в городе Сарапул. Это удмуртский город, татарской школы там не было, да и вообще по тем, еще советским, временам это было не то что не модно, но как-то... неудобно, что ли. В школе меня звали Зоей : произнести "Зульфия" ни у кого язык не поворачивался. Потом я училась в Пермском университете на факультете иностранных языков.

В 1991 году по студенческому обмену уехала в Австралию . Стала работать переводчицей в комиссии по сохранению морских ресурсов Антарктики . Тогда я увлекалась романсами, бардовской песней на любительском, конечно, уровне. Я решила, что в Австралии у меня будет больше возможностей для развития как певицы, чем на родине. В конце 80-х у нас был напряженный период.

Я пробовала вернуться в 93-м. Приехала к родителям в Сарапул, пожила 4 или 5 месяцев... Не сложилось, не было условий, и я решила снова вернуться в Австралию.

И только в Австралии я остро почувствовала, как много для меня значат мои татарские корни, и решила в музыке быть такой, откуда я происхожу. Довольно частая, кстати, история - когда люди, эмигрировав, заново осознают свою национальную принадлежность. Мне очень повезло, что я не попала в русскоязычную среду. Там такое все... законсервированное. А я свою "советскость" потеряла довольно быстро. Сейчас я вращаюсь в среде музыкантов, в Австралии их на удивление много, потому что там очень питательная среда.

В 1997 году выходит в свет дебютный альбом певицы (русские, цыганские, болгарские, африканские, французские, бразильские, боливийские песни, джазовые импровизации), признанный лучшим альбомом года по оценкам .

В 2000 году альбом Aloukie приносит Зуле ежегодную австралийскую премию в номинации "Лучший альбом года" "Best Album of the Year". Творческая музыкальная общественность хорошо приняла альбом Aloukie. с татарскими песнями в минималистичной aранжировке и с хрупким, как бы "разреженным" саундом" Александр Беляев, журнал Креатив "Креатив"), и после этого Зуля смогла оставить работу переводчика и заниматься только музыкой. Разумеется, в Австралии зарабатывать на жизнь музыкой (тем более - такой) тяжело. Но Зуля нашла поддержку.... у австралийских чиновников от культуры.

Зуля хорошо знает пять языков: русский (родной), татарский (родной), английский (теперь тоже как родной), а также французский и португальский.

Музыкальная биография

Я росла в татарской культуре, и эта музыкальная традиция органически входила в мою жизнь. В своём сердце я сохранила старые народные татарские песни, которые я слышала в детстве от бабушки, они запали мне в душу и вошли в мою кровь. Меня привлекают корневые, очень традиционные песни , которые я чувствую глубоко в сердце. Именно поэтому я решила сохранить их , но я не видела смысла это делать традиционно, ведь в Татарстане отличные исполнители, сохраняющие эти песни в их традиционном звучании.

Профессионально заниматься музыкой я начала уже в Австралии , где меня окружали выходцы из различных стран, такое вавилонское смешение языков и культур. Если бы я осталась в России, я бы, скорее всего, никогда бы не услышала музыку других традиций. За время советского периода многие народы, жившие на территории нашей страны, в том числе и татары, обрусели. Я не знаю, как себя представлять в Австралии, потому что мало кто знает, кто такие татары, что это за нация.

У нас в Австралии татарская диаспора очень маленькая, около ста семей. Но для себя я поняла, что я не могу называть себя русской, потому что я чистая татарка, хотя я никогда не училась в татарской школе и не забыла язык только благодаря бабушке. Многие, даже чистые татары, не говорят на родном языке. И тем интереснее, что я решила где-то на краю земли, на краю планеты вдруг обратиться к корням.

Когда я переехала в Австралию, поначалу просто пела бардовские песни, романсы, потом поступила в консерваторию, изучала классику XX века, contemporary и пела очень сложные вещи. Потом я поняла, что это интересно петь, но неинтересно слушать.

Одно время я увлекалась джазом - у меня был гитарист, с которым мы пели в клубах. Потом встретила удивительную женщину Нину Шуднат. Она из переселенцев, эмигрировавших через Китай в Австралию еще в 5о-е годы. У нее была своя система постановки оперного голоса, и она меня многому научила в плане вокала. Когда я сейчас слушаю старые записи, чувствую, что мой голос был как бы мельче, что ли, не таким округлым. Нины Николаевны, к сожалению, не стало в прошлом году...

В Австралии я почувствовала себя гражданином мира. Я не просто слепо заимствовала элементы из различных музыкальных традиций. Одно время я изучала португальский язык , чтобы лучше понять бразильскую музыку. Потом я увлеклась африканскими ритмами и, чтобы почувствовать африканский колорит, даже танцевала в африканском ансамбле. Заинтересовалась этническими стилями пения.

В 1999 году я записала свой первый альбом с русскими, французскими, индийскими, цыганскими, португальскими, испанскими, ирландскими песнями. Мне было удивительно, что его заметили в Австралии. Дали зеленый свет, поддержали. Очень тепло откликнулась пресса, критика. Это привело меня в мир фестивалей.

В Австралии неплохая фестивальная сеть. И уже там, поглядев на все это музыкальное богатство, я решила, что и сама могу что-нибудь придумать. И заново открыла для себя татарский фольклор. Правда, аранжировали мы его не самым обычным образом: у меня играли музыканты на малийской коре, австралийском диджериду, на таблах.

После того, как мой второй альбом Aloukie был назван лучшим альбомом 2ооо года, СМИ стали воспринимать всерьез то, что я делаю. И это при том, что музыка у меня не самая привычная. Для Австралии татарский фьюжн - вообще что-то неслыханное . А в 2оо3 году мою пластинку "Elusive" даже номинировали на ARIA Awards. Это премия австралийской индустрии звукозаписи, очень почетная.

Тем не менее, я чувствую, что Австралия для меня уже мала. Там можно какое-то время побыть, по фестивалям поездить, что-то записать, но страна, все-таки, небольшая.

STYLE

Венгерский музыковед Ласло Викар говорил, что татарская музыка - мост между венгерской и монгольской музыкой , и это делает её очень интересной. В татарской музыке есть элементы многих культур: в ней то слышатся восточные интонации , то становится заметным влияние ирландской традиции. Татарская музыка основана на пентатоническом ладу , то есть на пяти нотах; она по-восточному колоритна и использует больше мелодику, нежели гармонию.

В общем-то, я не называю то, что я делаю, фолк музыкой. Также я не очень люблю определение world music (мировая музыка, музыка мира). Это просто Музыка . Мне чужды рамки жанров. В моей музыке сосуществуют элементы разных стилей и жанров, поэтому мне кажется невозможным заключить её в какие-то определённые рамки.

Я работаю не в ортодоксально-традиционном плане, а с учетом того опыта, который у меня появился: разные стили, разные культуры, разные жанры. Мне интересно на национальном создавать что-то свое, новое. Люди, не замечающие в моей музыке татарских элементов, ошибаются, просто эти элементы не настолько ярко выражены.

Я играю татарскую музыку в своей, достаточно вольной манере, это не ортодоксальный взгляд на татарскую традицию. Я люблю смешивать жанры и стили, использую как традиционные - баян, длинную флейту (курай), варган (кубыз), так и нетрадиционные для татарской музыки инструменты: кора (африканская лютня), табла (индийский барабан), калимба, греческая бузуки, фагот, туба, флюгельгорн и т.д.

После того, как я впитала различные влияния и традиции Австралии, мне захотелось сделать с этим что-то новое. Я не ставила цели удивить или поразить кого-то, мне просто захотелось спеть эти песни по-новому. Если мне нравится тембр инструмента, например, малийской коры (она не звучит как обыкновенная арфа, у неё очень специфический звук и интересные ритмы), фагота, тубы, я пробую использовать это в моей музыке. Такой экзотичный выбор инструментов близок мне в последнее время.

Официальный сайт певицы: http://www.zulya.com

Скачать песни>>>

Обновлено 12.12.2006 19:26
 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка