Отвечая на этот вопрос хотелось бы указать, что разрешенные действия бывают обязательными, желательными и второстепенными, также как и запретные действия бывают строго запрещенными, нежелательными и действия нарушающие этикет поста.
Комментарий специалиста: Что можно, а что нельзя во время уразы. Шавкят хазрат Абубекеров
Отвечая на этот вопрос хотелось бы указать, что разрешенные действия бывают обязательными, желательными и второстепенными, также как и запретные действия бывают строго запрещенными, нежелательными и действия нарушающие этикет поста.
Обязательные действия
Обязательные действия делятся на две категории: на внутренние обязательства (рукн) и внешние обязательства (шурут) и к ним можно отнести следующие вещи:
Внутренние обязательства поста (рукн) – это есть его основа, не соблюдение которых приводит к нарушению поста: воздержание от еды, питья и полового сношения с наступлением рассвета до заката солнца.
Внешние обязательства (шурут) делятся на три вида:
1. Условия обязательства ( шурут вуджуб). 2. Условия исполнения обязательств ( шурут адаи вуджуб). 3. условия правильности исполнения (шурут сыхха).
Условия обязательства:
Ислам. Как известно, что пост является поклонением ради Всевышнего Аллаха, значит, требуется, чтобы постящийся был мусульманином и проявил свое подчинение к Аллаху и постился ради лика Его. Пост не принимается, пока человек не будет поститься ради Единого Всевышнего Аллаха.
Разум и совершеннолетие. Эти условия также обязательны для соблюдения поста. В исламе ребенок или сумасшедший не являются дееспособными, с них не требуется соблюдение канонов ислама, но надо отметить если ребенок будет поститься, то вознаграждение будет записываться как ребенку, так и родителям. Желательно приучать детей к посту с семилетнего возраста, заставлять же их поститься следует, когда они достигают десяти лет. Основанием являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Приучайте своих детей к молитве к семи годам и бейте (заставляйте) их, когда они достигнут десяти лет». Сунун Дар Кутани1\ 230 Делая сравнение к молитве ученые ислама говорят, что такое же положение касается и поста.
Знание о наступлении месяца Рамадан. Незнание в исламе имеет значимость на прощение грехов и снятия исполнения обязательства.
Условия исполнения обязательства:
( этот пункт отличается от предыдущей тем что на вышеперечисленных не возлагается соблюдение поста вообще, а эти две категории обязаны соблюдать пост в основе, но не обязаны в данном положении, но имеют право на соблюдение поста и при его соблюдении будет считаться правильным)
Быть здоровым для соблюдения поста и не находиться в пути (то есть не быть путником).
Эти два условия разрешения разговения упоминаются в Коране в Суре «аль-Бакара» в 184 аяте: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней»
Условия правильности исполнения:
(несоблюдение этих условий приводит к нарушению поста)
Намерение для соблюдения поста. Как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждое дело по намерению». Хадис приводит Аль-Бухари №1. Достаточно сделать намерение на соблюдение поста в Рамадан в начале месяца. Если даже не намеревается на Рамадан, то пост все равно будет считаться, как будто бы держал Рамадан
Необходимо женщине быть чистой от месячных и послеродовых кровотечений. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время месячных и послеродовых кровотечений мы оставляли пост и молитву, восполняли же только пост». Хадис приводит Имам Муслим № 335
Необходимо воздерживаться от поступков портящих пост
Желательные действия во время поста
1. Принятие «сухура». Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ешьте перед рассветом, поистине в сухуре - есть благодать (баракят)». Хадис приводит аль-Бухари; 2. Неоткладывание разговение (ифтара). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» Хадис приводит аль-Бухари; 3. Оставление действий, которые в последствии могут привести к нарушению поста ( как например долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробование еды на вкус, полоскание горла; 4. Кормление постящихся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося. которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося». Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге «Таргиб и Тархиб» 2\146; 5. Начинание поста не в оскверненном состоянии. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари; 6. Произношение дуга при разговении (ифтаре): «Аллахумма лякя сумту ва аля ризкыкя афтарту ва аляйка таваккальту ва бикя амянту фагфирли ма каддамту ва ма аххарту; 7. Сдерживание языка от лишних слов и частей тел от ненужных поступков ( как например пустословить, смотреть телевизор). Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету, лгать; 8. Побольше совершение добрых дел. Вознаграждение за благие дела в мкесяц Рамадан увеличиваются в 70 раз и больше. 9. Постоянное чтение Корана и поминание Аллаха. 10. Соблюдение «Игтикафа» ( нахождение в мечети), особенно, в последние десять дней. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние 10 дней поклонялся так, как никогда не поклонялся в обычное время». Хадис приводится в Сборнике Муслима № 1175 11. Частое произношение слова «Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни», что означает, «О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!». 12. Ожидание ночи Предопределения
Второстепенные действия, в соблюдении которых нет ни греха, ни вознаграждения
1. Поцелуи, если человек возобладает собой. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, будучи постящимся. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима; 2. Нанесение сурьмы и благовоний; 3. Чистка зубов, пользование мисваком. «Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он постоянно пользовался мисваком во время поста…». Этот хадис приводит ат-Тирмизи; 4. Полоскание рта и носа, 5. Недолгое купание. «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от осквернения будучи постящимся». Это хадис приводится аль-Бухари, Муслим; 6. Непроизвольное попадание снега или пыли в рот; 7. Непреднамеренная рвота; 8. Нюхать запахи.
Положения, которые являются причинами для разрешения разговения человеку
Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни.
Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и если днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней…» Сура «аль-Бакара» 184 аят.
Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». Передал Имам Ахмад, «Асхаб Суннан» книга Найлуль-Автар 4\230.
Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет ловолен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха «А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка». Сура «аль-Бакара» 184 аят: «Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день» Этот хадис приводит аль-Бухари
Принуждение
Нежелательные действия во время поста
* Проба пищи на вкус; * Жевание чего-нибудь; * Поцелуи если человек не сможет возобладать собой; * Совершение таких действий, которые приводят к слабости организма и могут послужить причиной нарушения поста как, например, сдача крови во время поста; * «Объединенный пост» - поститься два дня или больше последовательно не разговляясь между ними. Посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился несколько дней подряд и не разговлялся. Его сподвижники постились также и посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им. Тогда посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Я не как вы, поистине Аллах кормит меня и поит» Хадис приводит Бухари и Муслим Найлуль Автар 4\219 * Полоскание горла; * Трата времени на пустые разговоры;
Запрещенные действия – действия нарушающие пост
Делятся на два вида
1) Действия нарушающие пост и требующие восполнения и возмещения ( 60 дней непрерывного поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений два:
* Преднамеренное принятие пищи во время поста. Если же постящийся принял пищу по забывчивости то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил». Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155 * Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводит Аль джамага, Найлуль Автар 4\214
2) Действия нарушающие пост и требует только восполнения ( 1 день поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан)
Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:
* Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу; * Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота; * Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.
Материал подготовлен специалистом по религиозным вопросам КИП "Студент" и газеты "Ислам info" имамом-хатыйбом мечети "Эниляр" (г.Казань) Шавкятом хазратом Абубекеровым
http://www.i-student.ru/comment/?ID=421
|