Tatarmoscow.Ru
Хазары PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
История татар - Древние тюрки
Автор: Administrator   
18.09.2006 22:33
В восточноевропейских степях осталось большое количество кочевых племён, которые после гибели гуннской державы в 454 году стали развиваться самостоятельно — их имена запестрели на страницах византийских и закавказских исторических хроник. Среди них — болгары и хазары. Все они активно участвовали в качестве союзников или наёмников в частых византийско-иранских столкновениях и войнах то на одной стороне, то на другой, а при случае грабили пограничные провинции сразу обеих империй. Светлана Плетнева
доктор исторических наук



Хазары

Письмо кагана Иосифа
 
В середине Х века придворный испанского калифа Абдаррахмана III Хасдай ибн Шафрут, заитересовавшись дошедшими до него слухами о существовании где-то в далёких восточных степях иудейского государства хазар, написал правителю этого государства обстоятельное письмо-вопросник. Ответ хазарского кагана Иосифа — единственный документ, в котором сами хазары (хоть и очень коротко и фрагментарно) рассказывают о себе, о своём государстве, некоторых эпизодах истории, обычаях и законах.

Каган начинает повествование заявлением, что народ его происходит из рода Тогармы, сына Иафета. В древнееврейской литературе Тогармой (Тогаром) именовались все тюркские народы. Иосиф гордо называет себя "царём Тогармским", подчёркивая этим титулом своё могущество, простирающееся якобы не только на хазар, но и на все остальные тюркские народы.
Следующий раздел письма посвящён первым шагам хазарской истории. Сначала предки хазар были малочисленны. Затем они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но "с помощью божьей" хазары прогнали их и заняли их страну. Иосиф указывает и имя изгнанного народа — В-н-н-т-р. Ряд учёных полагает, что это неточно переданное древнееврейской транскрипцией имя болгарского племени оногуров (утригуров), кочевавших в VII веке в Восточном Приазовье.

Не менее ценны сведения Иосифа об общественных отношениях и экономике страны. Он писал, что каждый род в его государстве имеет наследственное владение, в котором ведёт своё полуземледельческое-полукочевое хозяйство.

Поскольку дождей в Хазарии выпадает мало, рассказывает далее Иосиф, поля в государстве орошаются из рек, земли же тучны и плодородны, и поэтому в стране много садов и виноградников. В многочисленных реках водится самая разнообразная рыба, которую добывают в большом количестве.

Наиболее запутанными кажутся в письме Иосифа вопросы о размерах Хазарии, о её местоположении, городах и соседях, то есть вопросы её политической географии и роли, которую играл каганат в Восточной Европе. Размеры страны, по данным письма, весьма значительны: восточная граница проходила где-то по заволжским степям, южная — вдоль Кавказского хребта, западная — по Крыму. Не очень ясно обозначена северная граница. Однако днепровские и донские степи, по утверждению Иосифа, также входили в состав каганата.

Перечисление многих подвластных кагану городов, народов, племён и постоянный хвастливый рефрен о дани, которую выплачивают ему все соседние народы, обширные размеры государства — всё это выглядит очень спорным. Данные письма нуждаются в проверке посредством сопоставлений с другими дошедшими до нас источниками, как письменными, так и археологическими. Тем не менее этот документ интересен тем, что в нём отражены представления и притязания правящей верхушки хазар на политическое положение каганата в Восточной Европе в середине Х века.

Хазарская федерация
 
Примерно в середине IV века на народы Восточной Европы обрушилось гуннское нашествие. В 370 году гунны заняли прикаспийские и донские степи, опустошили Приазовье и Причерноморье и ринулись в Центральную Европу.

В восточноевропейских степях осталось большое количество кочевых племён, которые после гибели гуннской державы в 454 году стали развиваться самостоятельно — их имена запестрели на страницах византийских и закавказских исторических хроник. Среди них — болгары и хазары. Все они активно участвовали в качестве союзников или наёмников в частых византийско-иранских столкновениях и войнах то на одной стороне, то на другой, а при случае грабили пограничные провинции сразу обеих империй.

Более или менее связные сообщения о хазарах и родственных им племенах болгар и савир начинают появляться в армянских и византийских источниках, повествующих о событиях, происходивших в Предкавказье не ранее начала VI века.

Все они кочевали в дагестанских степях и были объединены в рыхлый, слабо экономически и политически организованный, но достаточно дееспособный в военном отношении племенной союз. Постепенно ведущим народом в нём стали хазары. Однако союз недолго был самостоятельным. В европейских степях во второй половине VI века появилась новая политическая сила — Тюркский каганат. С ним считались не только кочевые народы, но и Иран, и даже далёкая Византийская империя. Начав войну с Ираном, каганат включил в своё объединение и кочевой союз хазар и савир, через земли которых войска тюрок двинулись на владения шаха. Однако вспыхнувшая в Тюркском каганате кровопролитная междоусобица вынудила тюрок уйти из Предкавказья.

В 626 году тюрки вовлекли хазар в войну, которую Византия вела с Ираном. Тюркская армия устремилась на Закавказье, однако успешное вторжение было неожиданно прервано из-за новой междоусобицы в каганате, которая кончилась полным крахом Тюркской державы. На её развалинах начали возникать новые государственные образования. Одно из них создали болгарские племена. Болгары занимали приазовские степи и Таманский полуостров. Их вождь и правитель Курбат в 635 году после освобождения из-под власти Тюркского каганата создал своё самостоятельное объединение — Великую Болгарию.

Хазарский каганат сложился в прикаспийских степях почти одновременно с Великой Болгарией. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя они назвали каганом, а государство — каганатом.

Ослабление Великой Болгарии после смерти Курбата привело хазарских правителей к мысли присоединить к своему объединению приазовских болгар и захватить их великолепные пастбища и начинающие отстраиваться после гуннского разгрома черноморские порты.

Болгары под водительством энергичного и талантливого хана Аспаруха оказали хазарам сопротивление, но другой наследник Курбата — Батбай не поддержал брата, и Аспарух вместе со своей ордой откочевал на Дунай, став там основателем нового государства — Дунайской Болгарии. Батбай же остался в каганате. Этническая и языковая близость его орд с хазарами привела к быстрому слиянию этих племён в единый союз.

Распространение власти хазар на Приазовье и Восточный Крым неизбежно привело к установлению тесных контактов с Византийской империей. В конце VII-начале VIII веков Хазарский каганат оказался в центре политических интриг Константинополя.

В 711 году хазары помогли захватить византийский трон крымскому армянину Вардану, получившему при восшествии на престол имя Филиппа. В результате каганат приобрёл надёжного союзника для борьбы с надвигавшейся уже через Закавказье в прикаспийские степи новой силой — арабами. Поскольку Византия была и сама кровно заинтересована в этом союзе против арабов, она пошла на всевозможные уступки хазарам, чтобы закрепить его. В частности, все крымские противоречия были разрешены обоими государствами без проволочек — Херсон по обоюдному соглашению отошёл к Византии, а весь Восточный Крым остался за Хазарией.

От кочевий к городам
 
Большинство открытых в дагестанских степях археологами поселений хазар было укреплено мощными рвами и глинобитными, саманными или сложенными из рваного камня стенами. У села Чир-Юрт на реке Сулак находятся развалины древнейшей столицы Хазарии — Беленджера. Городище это как бы запирает всю долину Сулака — оно расположено у выхода реки из предгорий в равнину.

Второй город Хазарии — Семендер. Арабские авторы указывали, что этот город находился недалеко от Дербента (4-8 дней пути), на берегу моря и озера. Ряд учёных полагает, что такое место находится у современной Махачкалы.

Очевидно, первоначально Семендер был крайним северным укреплением Ирана, преграждающим путь кочевникам. Позднее он разросся в город. Выгодное положение у морской гавани выдвинуло его — на некоторое время он стал столицей каганата.

Находит подтверждение и казавшееся невероятным сообщение древних авторов о виноградниках и садах, окружавших эти города. Анализы почв и палеоботанических остатков показали, что земледелие около хазарских городов, несомненно, существовало. Открытые в последние годы следы каналов подтверждают фразу Иосифа из письма в Испанию об орошаемом земледелии в Хазарии.

Мощные города-крепости известны и вне бассейна Сулака — на Акташе и Тереке. На равнинной территории Дагестана археологи обнаружили круглые или овальные в плане поселения, не превышающие 100 метров в диаметре и окружённые рвами и саманными стенами. Небольшие размеры этих крепостей позволяют предполагать, что внутри их обитала, как правило, одна аристократическая семья. Пашни и пастбища, рыбные и охотничьи угодья были, очевидно, распределены между родами. В Х веке Иосиф пишет об этом как о давно известном факте.
Племенной союз хазар и болгарских племён превращался в раннефеодальное государство. Во главе каганата стоял каган. Он принадлежал всегда к одному правящему роду Ашина.

Новая столица Хазарского каганата
 
Начавшаяся в 713 году война с арабами закончилась полным разгромом хазар. Их кагану пришлось выполнить оскорбительное требование арабов — принять мусульманство. Тем не менее Хазария не была завоёвана и не стала вассалом халифата.

Длительная война тяжелее всего отразилась на экономике молодого Хазарского государства. Арабы неоднократно вторгались на его территорию, разоряли и грабили города, жгли поселения, вытаптывали нивы и виноградники, угоняли скот с зимовищ, а население, как правило, забирали в рабство. Поэтому уже в период войн началось постепенное расселение хазар в обильных пастбищами волжских, донских и донецких степях. Менялась география Хазарского государства.

Переселение в степи населения, занимавшегося на Северном Кавказе развитым орошаемым земледелием, привело к тому, что донские и приазовские болгары стали активно оседать на землю. Этот массовый переход степняков к новому способу ведения хозяйства — земледелию, а вместе с тем и ремесленничеству, положил начало сложению единой культуры. На всей территории каганата был принят общий тюркский язык, относящийся, как это установлено советскими тюркологами, к болгаро-печенежской группе тюркских языков. На всей территории этой огромной страны от лесостепи до Нижнего Дона широко распространилась единая руническая принятая у тюркоязычных народов письменность.

Араб Истахри в Х веке писал, что хазары делятся на белых и чёрных. Он полагал, что различие между ними чисто внешнее: чёрные обладают смуглой, почти чёрной кожей, а белые отличаются необыкновенной красотой. Однако на самом деле у всех тюрок такое деление означало, что одни (чёрные) хазары были податным, зависимым населением, а другие (белые) — свободными. Это была родовая и служилая аристократия. Вполне возможно, что Истахри отнюдь не преувеличил разницу в их внешности. Бедняки, целые дни проводившие в поле или на коне при стаде, были чёрными от загара, у них, несомненно, более явственно выступала монголоидность, которая не могла казаться красивой семиту-арабу. В то же время господствующий класс, нередко из поколения в поколение выбиравший жён из пленных — славянок, албанок, грузинок, армянок и т.п., постепенно терял характерные этнические черты: представители этого класса своей изнеженностью и красотой выделялись на фоне "чёрного люда".

Оседала на землю и переходила к земледелию беднейшая часть населения, не имевшая возможности кочевать (для кочевания нужно определённое количество скота, которого у них не было). Богачи — владельцы стад — продолжали кочевой образ жизни. Зимой они сидели в тёплых жилищах на зимовищах, а летом отправлялись в степи.

Окружённые большими поселениями становища, стоящие на торговых путях, перерастали в города. Именно таким городом был Итиль — новая столица каганата. Многие попытки найти развалины этого города, который, судя по источникам, находился где-то в дельте Волги, не увенчались успехом. Они, по-видимому, полностью смыты часто сменяющей русло рекой. До нас дошло несколько довольно подробных древних описаний этого города (в основном арабских авторов). Итиль состоял из двух частей: кирпичного дворца-замка, построенного на острове, и большого города, соединённого с замком плавучими мостами и также ограждённого мощной стеной, сложенной из сырцовых кирпичей (никто, кроме кагана, не имел права использовать при строительстве обожжённый кирпич). В городе было много общественных зданий: бани, базары, синагоги, церкви, мечети, минареты и даже медресе. Частные постройки были разбросаны беспорядочно и представляли собой маленькие глинобитные домики и юрты. Жили в них купцы, ремесленники и разный люд. Население отличалось этнической пестротой и было очень многочисленно (по некоторым данным, около 100 тысяч человек). Город утопал в садах и занимал огромную площадь — вдоль берега он тянулся на 6 километров!

Другим городом каганата был Саркел, что в переводе с тюркского означало Белая крепость. Город размещался на острове, образованном рекой и искусственным проточным рвом. Крепость имела форму четырёхугольника, обведённого кирпичными стенами с крепостными башнями.

Вместе с новыми городами, выраставшими из замков, во второй половине VIII века начали отстраиваться разрушенные гуннами приморские города. Такова, например, Таматарха, или, как её называли русские в XI-XII веках, Тмутаракань, расположенная на берегу Керченского пролива у современной станицы Таманской. Это был крупнейший перевалочный пункт, в котором скрещивались многие морские и сухопутные дороги.

Недалеко от Таматархи на полуострове находился ещё один хазарский город — Фанагория, восстановленный после гуннского погрома ещё во времена Великой Болгарии. При хазарах город сильно разросся и несколько раз перестраивался. В начале IX века он был полностью разрушен печенегами и больше не возрождался.
Через земли каганата проходили торговые пути, связывающие страны Востока и Византию со славянами и балто-финскими народами. Хазары, несомненно, брали подати с проходивших караванов. Иосиф сообщал, что он контролирует речные пути.

Весьма значительной статьёй дохода была дань, которую хазары брали с соседних народов. В первый период существования Хазарского государства это были преимущественно северокавказские горные племена и оседлое население Боспора. Во второй период с перемещением государственных центров переместилось и направление хазарской экспансии. Хазары обратились на север и северо-запад. В результате ими были обложены данью все соседние в Верхним Подоньем славянские племена: поляне, северяне, вятичи. Об этом факте сообщается в русской летописи ("хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей, брали по серебряной монете и по белке от дыма"). Правда, поляне довольно быстро освободились от этой подати, передав хазарам вместо обычной дани "от дыма по мечу". В результате хазары отступились от сильного и далёкого народа. Зато они обложили данью другое славянское племя — радимичей. Помимо славян хазары брали дань, по свидетельству кагана Иосифа, с буртасов, эрзи, черемисов, болгар и сувар. Все они обитали к северу и северо-востоку от Хазарии. Болгары и сувары — это уже не прикаспийские барсилы и савиры, а основатели государства Волжская Болгария. Вассальная зависимость Волжской Болгарии от хазар сохранялась вплоть до гибели каганата, хотя к началу Х века она, по словам Ибн-Фадлана, приезжавшего сюда в составе арабской миссии в 920 году, стала минимальной.

Если в XIII веке монгольские ханы прежде всего уничтожили всю половецкую аристократию и сами стали единственной знатью, то хазары, наоборот, сохранили всю правящую верхушку побеждённых народов — болгар и алан, связав её с собой вассалитетом. По существу, алано-болгарские аристократы ничего не потеряли, войдя в Хазарский каганат. Единственное, чего они никогда не могли достигнуть, — это каганского трона.

Каганом мог быть только хазарин-тюрок. Однако этот непреложный закон смогли обойти болгарские ханы, добившись для самого богатого и знатного рода права соуправления, то есть двоевластия.

Власть кагана-хазарина особенно пошатнулась в период арабских войн, когда ему пришлось бегать по степи, спасаясь от арабских конных разъездов. Вот тогда и выдвинула жизнь соправителя кагану из среды наиболее дееспособных и богатых (не разорённых войной) донских болгарских ханов. Вполне возможно, что в те годы болгары просто могли сбросить кагана, а его болгарский соправитель, который в арабских источниках называется царь, хакан-бек, иша или шад, получал фактически право устранить неугодного владыку. Носитель древних, освящённых традицией обычаев остался на троне, связанный этими обычаями по рукам и ногам, а свободный от всяких условностей царь единолично правил Хазарским государством. Царь возлагал на богатых обязанность поставлять всадников. Конное царское войско состояло из 10-12 тысяч всадников, находящихся на царском жаловании.

В государстве собирали подати, а следовательно, была в нём и администрация — чиновники для их сбора. Высшие из них, сидящие по городам и дальним провинциям, назывались тудуны. Кроме тудунов, в городах правили ещё и судьи. Причём судей было много, и судили они по разным законам: христиан — по христианскому, мусульман и иудеев — по Корану и Талмуду, а язычников — по "обычному" праву, то есть по законам общины.

К концу VIII века обстановка в Хазарии сложилась так, что появилась настоятельная необходимость заменить разнородные языческие культы всеобщей государственной религией. Хазарские правители прежде всего попытались внедрить культ единого бога неба — Тенгри-хана. Так же поступали князья и ханы других раннефеодальных государств: Дунайской Болгарии, где был установлен культ вождя-хана; Киевской Руси, в которой Владимир Святославович усиленно насаждал культ Перуна — бога грома и молнии. Очень быстро эти искусственно созданные культы перестали соответствовать тем общественным отношениям, которые установились в этих государствах. Они были заменены в Болгарии и на Руси христианством.

Христианство наступало и на Хазарию — с запада из Византии и с юга из закавказских государств. В Крыму была учреждена Византией Готская митрополия, в которую входили семь епархий, находившихся на хазарской земле. Однако постоянные споры хазар с Византией о власти над западными крымскими провинциями, естественно, не способствовали расположению кагана и царя к религии византийцев — христианству. Уже говорилось о тех трагических событиях, в которых униженный каган принял мусульманство. Религия основного врага и обидчика — Халифата — также вряд ли могла стать популярной в каганате. Становится очевидным, что враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале IX века к серьёзному политическому шагу — официальному принятию иудаизма.

Смута и гибель
Принятие иудаизма в государственном масштабе произошло при кагане Обадии.

Вполне возможно, что Обадия, обращаясь в иудейство, желал не столько противопоставить своё государство двум великим державам (Византии и Халифату), сколько стремился противопоставить себя лично государям этих стран, превратившись в защитника гонимой религии. Кроме того, новая религия должна была дать кагану реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.

Тем не менее уже в первые годы насаждения новой религии выяснилось, что надежды кагана путём принятия иудаизма сблизиться с подданными явно не оправдались. Дело в том, что иудаизм сугубо национальная религия — религия "избранного народа". Иноплеменники не могут быть истинными иудеями — такова догма этой религии. Раввины с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана и его окружения, но они не могли сделать этого для всех народов, входивших в состав Хазарского каганата. Следовательно, новая религия не объединяла, а, наоборот, разъединяла федеративное государственное образование, возглавленное хазарами. В то же время бережно хранимые в народе языческие обряды и верования в целом ещё вполне отвечали идеологическим представлениям хазарских племён.

Принятие иудейства каганом, царём и всей итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях и мало связанной со столицей. Между этими двумя группами "белых хазар" началась борьба за власть и влияние в каганате. Все, кто не принял иудейской религии, в том числе христиане и мусульмане, объединились против правительства. Это была своеобразная "хазарская фронда". Борьба была беспощадной, и в ней погибли не только "фрондеры", но и виднейшие представители иудейской знати. В числе последних были, очевидно, сам Обадия и два его сына — Езикия и Манассия.

Война феодалов продолжалась в течение нескольких лет, очаги её вспыхивали то в одной части Хазарии, то в другой. К середине X века Хазария превратилась уже из обширной могущественной державы в заштатное ханство. Всего сто с небольшим лет прошло со времени её расцвета, наступившего после арабских войн. Все неудачные войны и дипломатические промахи хазар, территориальные потери объяснялись прежде всего внутренним ослаблением каганата, оторванностью иудейского правительства от своего народа.
Последний удар нанесла Русь. В 80-х годах IX века древнерусский князь Олег присоединил к своему княжеству земли плативших ранее дань кагану славянских племён. В 60-х годах Х века великий князь киевский Святослав разгромил Хазарский каганат, разрушил его столицу.

Для Хазарии поход Святослава, окончательно нарушивший все её торговые пути и разоривший города, был роковым.

В самом конце Х века сын Святослава Владимир, заключив союз с гузами, вновь прошёл путём отца на Болгарию, а затем по Волге — на остатки хазар. Он овладел страной и наложил на хазар дань. Русские корабли вновь заскользили по водам Каспийского моря, по Волге и Дону. Хазары же, по существу, перестали упоминаться на страницах летописей и хроник. Восточные их города были уничтожены ещё Святославом. Знаменитые сады и виноградники Семендера сожжены. Итиль остался в развалинах. Его не удалось восстановить полностью ни хазарам, ни хорезмийцам, которые и не были заинтересованы в этом.

Западная часть Хазарии, в основном таманские и крымские земли, пострадала меньше. Однако и там жизнь в большинстве поселений замерла примерно в конце Х века. Хазарское население сосредоточилось в городах.

В XI веке хазары упоминаются в русской летописи лишь в качестве участников заговора против князя Олега Тмутараканского. Это последнее упоминание о них в европейских источниках. О том, что какая-то часть хазар всё же осталась в Крыму и продолжала придерживаться иудейской религии, свидетельствуют документы, в которых упоминаются мессианские движения среди крымских хазарских иудеев в XII веке, да ещё тот факт, что в Италии XI-XVI веков Крым именовали Хазарией или Газарией.


"Татарский мир" № 4 (2003)

 http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=226&section=0&heading=0

 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка