Tatarmoscow.Ru
Тюркский каганат PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
История татар - Древние тюрки
Автор: Administrator   
10.08.2006 09:57
Тюркский каганат (551-603), в период наивысшего подъема имевший огромную территорию - от Маньчжурии до Северного Причерноморья, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи, позднее распался на Восточный (603-630) и Западный (ок. 583-657 гг.) Тюркские каганаты, которые спустя некоторое время были разбиты империей Тан. Но затем тюрки под руководством клана Ашина восстали и на короткое время создали II Тюркский каганат (687-745), который позднее пал под ударами китайцев и восставших покоренных племен
Тюркский каганат (551-603), в период наивысшего подъема имевший огромную территорию - от Маньчжурии до Северного Причерноморья, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи, позднее распался на Восточный (603-630) и Западный (ок. 583-657 гг.) Тюркские каганаты, которые спустя некоторое время были разбиты империей Тан. Но затем тюрки под руководством клана Ашина восстали и на короткое время создали II Тюркский каганат (687-745), который позднее пал под ударами китайцев и восставших покоренных племен (Кляшторный, 1995, 1995(а)).

Сами создатели этого государства - тюрки, повествуя о возникновении своего народа и государства, в официальной истории, которая сохранилась в строках надписи на надгробии в честь военачальника Кюль-тегина, в 732 г. писали о начале своей истории: Когда вверху возник свод Неба голубой, а бурая земля раскинулась внизу, меж ними род людской был утвержден и жил. Тот род людской сперва хранил Бумын-каган, а Истеми-каган продолжил труд его (Поэзия... С. 27-28)

Легенды связывают происхождение тюрков с Восточным Туркестаном и позд-нехуннскими племенами. Китайская историческая хроника "Чжоу-шу" пишет: "Туцзюе (тюрки) есть особое племя хунну (сюнну). Их родовое имя ашина". Со­гласно этой легенде, предки тюрков, жившие на краю большого болота, были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изуродованный врагами 10-летний мальчик, которого выкормила волчица, ставшая его женой. Скрываясь от врагов, убивших покалеченного воина, волчица бежит в горы к северу от Турфа- на (Восточный Туркестан). Там и рождаются у нее 10 сыновей, которые женятся на девушках из Турфана. Один из этих сыновей, по имени Ашина, стал вождем нового племени и дал ему свое имя. Позднее, в середине V в., вожди племени ашина уводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрк. Название племени ашина стало династийным именем тюркских каганов. (Кононов, 1947; Кляшторный, 1964. С. 103-106, 108-112).

Тюрки Ашина к середине V в. подчинили часть племенного союза теле, из состава которых вышли огузские и огурские племена. Новое объединение, состояв­шее из 12 племен, стало называться Тюркским государством - Тюрк элъ. Под предводительством вождя Бумына из рода Ашина тюрки восстали против жуаньжуаней (авар) и в 551 г. нанесли им поражение. После победы Бумын принял титул кагана и основал новую державу (Гумилев, 1967. С. 26-30; Кляшторный, 1995. С. 60-61). Надпись в честь Кюль-тегина (732), передавая тюркскую историографическую традицию, так повествует об известности и могуществе основателя каганата:

Каганы, отходя в мир мертвых, всем живым старались завещать устроенную жизнь. На погребенье их - оплакивать и почтить - с восхода шел союз беклийских степняков, с других углов земли - тибетцы, татабы, табгачи шли сюда, отуз-татары шли, уч-курыкане, рум, кидани - не счесть народов, что влеклись на погребальный сход: так тюркский каганат был славен и силен, так был каган его силен и знаменит (Поэзия... С. 28-29)

Прямых свидетельств проникновения тюрков в Поволжье практически нет. Несомненно, что Южный Урал и Нижнее Поволжье входили в состав каганата. Труднее с археологическими доказательствами. С одной стороны, археологи не всегда ясно представляют критерии именно тюркских этносов древности, а с другой — в Среднее Поволжье доходили лишь отголоски событий, бушевавших в Великой степи: новые элементы культуры, вторжение новых племен, выброшенных потоком событий из степи, и т.д. (Генинг, Халиков, 1964; Халиков А.Х., 1971, 1989; Казаков, 1999).

Уже к 560-м годам Тюркский каганат включается в мировую систему дипломатических и экономических отношений с Византией, Ираном и Китаем.

В 571 г. Истеми-каган перенес военные действия за Волгу, завоевал Северный Кавказ и вышел к Керченскому проливу, подчинив себе алан, болгар и другие народы Предкавказья. Тем самым каган расчищал себе обходной путь в Византию через Хорезм, Поволжье и Кавказ. Интенсивность контактов между тюрками и византийцами резко возросла, в течение 10 лет после приезда Маниаха страны регулярно обменивались посольствами, каждое из которых сопровождалось торговой миссией (Гумилев, 1967. С. 33-36; Кляшторный, 1995. С. 61; Кляшторный, Савинов. С. 20-22).

Устойчивости кочевой империи тюрков, сохранению ее единства способствовали сложная социальная система и жесткая организация власти. Государь тюрков из рода Ашина носил титул каган, жена имела титул катун/хатун. Тюркские каганы, согласно официальной традиции, получили свое место в мироздании по воле Неба, они были "рождены Небом" и одновременно "подобны Небу". Бильге-каган титулует себя "Небоподобный, неборожденный тюркский мудрый каган" (Кляшторный, 1981. С. 136-137; Трепавлов, 1993. С. 66-70; Кычанов, 1997. С. 247-254).

Кагану в управлении элем (государством) помогал клан его сородичей. В целом тюрки были правящим социальным слоем, возвышавшимся над всеми другими народами степи, но внутри, в свою очередь, они имели сложную социальную структуру. Судя по древнетюркским надписям, выделялись четыре категории "управляющих": члены правящего клана; правители союзных тюркам племен; чиновники-администраторы, располагавшиеся справа от кагана; чиновники-администраторы, располагавшиеся слева от кагана. Ближайшее окружение кагана составляла гвардия, именовавшаяся "волки" по ее знамени, украшенному золотой волчьей головой (Бернштам, 1946. С. 87-147; Кляшторный, Савинов. С. 66-72; Кычанов, 1997. С. 101-107).

Вся территория каганата была разделена на три части - центр, в котором сидел каган - глава государства, и два "крыла" - восточное и западное, которыми управляли два других члена рода Ашина с титулом "каган". Внутри "крылья" также делились на части. Например, в Западнотюркском каганате каган разделил страну на 10 частей, каждому правителю которой в качестве символа власти была дана стрела из каганского колчана и с тех пор западная часть каганата стала именоваться "десять стрел"/"он ок". Все "десять стрел", в свою очередь были разделены на левое (пять кочевий племен дуло) и правое (пять кочевий племен нушиби) "крылья". Это традиционное, еще с хуннских времен, деление страны на части обеспечивало стабильность управления и концентрацию военной мощи в условиях господства кочевого скотоводства, а также способствовало относительной стабилизации правя­щего дома, когда наиболее опасные соперники кагана получали в управление свой удел. Но одновременно наличие других каганов, кроме верховного, ограничивало центральную власть и привело позднее к разделению тюрков на западных и восточных (Кляшторный, Савинов. С. 18-19; Кычанов, 1997. С. 101-107).

Постепенно каганат утрачивал военную силу и могущество. Уже к 634 г. он потерял свои владения к западу от Сырдарьи. Государство вступило в полосу затяжного кризиса, главной причиной которого была борьба за власть между знатью различных племенных объединений. В 638 г. племена дуло провозгласили каганом одного из присланных к ним принцев. После тяжелой и кровопролитной войны между племенами дуло и нушиби каганат распался на две части. Межплеменная гражданская война в каганате продолжалась 17 лет, пока вторгшиеся в Семиречье китайские войска (657) не разгромили ополчение "десяти стрел", подчинив себе весь Восточный Туркестан (Кляшторный, 1995. С. 63-64).

После разгрома Восточнотюркского каганата в 630 г. тюрки были расселены императором династии Тан Тайцзуном в Ордосе и превращены в федератов империи. Часть тюркской аристократии поступила на имперскую службу. Но для основной массы кочевников, принудительно переселенных в ограниченный район, условия существования были довольно трудными. Это привело к многочисленным восстаниям и мятежам, возглавляемым потомками каганов. В 679-681 гг. такое восстание поднял Кутлуг-чора. Он сумел привлечь на свою сторону большинство тюрков и нанес ряд поражений китайским войскам. Уже в 687 г. во главе небольшой, но закаленной в боях армии он вторгся в степи Монголии и подчинил себе племена теле во главе с уйгурами. Так возникло новое государство тюрков - Второй Тюркский каганат; в честь этого Кутлуг принял имя Ильтериш-каган, положив начало новой династии. В рамках нового объединения возродилась традиционная структура Тюркского государства (Гумилев, 1967. С. 269-284; Кляшторный, 1995а. С.151-152).

Наивысшего расцвета новая держава достигла при Капаган-кагане (692-716), когда тюрки объединили территорию почти всей Центральной Азии. Однако во время вторжения в Среднюю Азию войска тюрков потерпели поражение от арабов. Последовали восстания покоренных племен и междоусобные распри, закончившиеся гибелью Капагана. После его смерти к власти пришел его племянник Бильгекаган. Он и его брат Кюль-тегин вернули на некоторое время власть в степи и заставили китайского императора в 727 г. выплатить дань. Но уже при их потомках новые поражения и восстания тюргешей, уйгуров, басмылов и карлуков разрушили державу тюрков и в 745 г. Второй Тюркский каганат перестал существовать. На просторах Великой степи начиналась эпоха новых тюркских государств (Гумилев, 1967. С. 285-327; Кляшторный, 1995(а). С. 153-154).

Духовная культура тюрков, судя по целому ряду источников, представляется довольно развитой и сложной. В отличие от многих других центральноазиатских народов древности и средневековья, сведения о культуре которых мы черпаем из отрывочных упоминаний о них, оставленных соседями, тюрки имели собственные письменные памятники, позволяющие реконструировать их картину мира. Исходным для такой реконструкции становится описание древнетюркской религии ор-хонскими памятниками. В преамбуле эпитафии в честь Кюль-тегина так излагается концепция начала мира:

Когда вверху возник свод неба голубой, а бурая земля раскинулась внизу, меж ними род людской был утвержден и жил (Поэзия... С. 27)

Картина мироздания тюркам, судя по всем источникам, представлялась такой: вверху было голубое небо, внизу - бурая земля, между небом и землей - люди, "человеческие сыны". Над человеческими сынами - династия тюркских каганов, "под­держивающая и устраивающая" государство - эль и закон - тор тюркского народа, если не всего рода людского, то его лучшей и достойной части.

Владыкой Верхнего мира и верховным божеством древнетюркского пантеона являлся Тенгри (Небо). В отличие от Неба - части космоса оно никогда не именуется кёк (голубое/синее небо). Именно Тенгри распоряжается всем происходящим в мире и, прежде всего судьбами людей. Тенгри "распределяет сроки жизни", но рождением "сынов человеческих" ведает Умай - богиня плодородия и новорожден­ных, олицетворяющая женское начало. Вместе с Тенгри она покровительствует воинам. Тенгри и Умай воплощали божественную пару небесных владык. Как каган подобен (по своему образу) Тенгри, так его супруга - хатун - подобна Умай. Тенгри дарует каганам мудрость и власть, дает санкцию на управление народом, "организуя и устраивая" его, а также наказывает согрешивших против его воли и власти правителя.

Главным божеством Среднего мира была покровительствующая тюркам "Священная Земля-Вода" (Ыдук Йер-Суб). Именно на ней располагалась священная земля тюрков - Отюкен-иш. Судя по тюркским надписям, каганы, по их представлениям, правили не только силой неба, но и силой "земли-воды": Но сверху Небеса, а снизу Мать-Земля (т.е. Священная Земля-Вода) сказали тюркам: "Вы не смейте погибать!" "Да не исчезнет род - да будет жив народ!" – так Небо и Земля их обязали быть (Поэзия... С. 30-31)

Смертью, согласно представлениям тюрков, ведал грозный бог Эрклиг - владыка царства мертвых. Это был важный и яркий персонаж тюркского пантеона, "разлучающий" людей и посылающий к ним "вестников смерти". Культ его был связан с почитанием душ умерших. С этими представлениями связаны погребальные обряды тюрков: трупосожжение с конем и вещами умершего, устройство надмогильного сооружения и установка в нем изображения покойного и мемориального памятника с описанием событий его жизни. Погребальная обрядность каганов и знати тюрков отличалась от обычаев основного населения и носила не этнический, а социальный характер.

Важным элементом культуры тюркского времени были каменные изваяния, среди которых выделяются изображения воинов с оружием в одной руке и сосудом в другой, фигуры без оружия с сосудом в обеих руках и простые изваяния с личиной. Все типы изваянии отличаются по деталям оформления, но идейное содержание их, преследующее цель сохранить облик умершего для совершения определенных поминальных обрядов, идентично. Позднее данный ритуал распространился с волнами тюркских племен в Западную Сибирь, на Южный Урал и в Восточную Европу (Федоров-Давыдов, 1966; Плетнева, 1974).

Археологические памятники древнетюркского времени в Центральной Азии и Южной Сибири, выявленные и изученные исследователями, образуют сложную этнокультурную общность, которая характеризуется тремя основными видами памятников: погребения с конем или соответствующим набором инвентаря, поминальные сооружения и изваяния, схематические изображения горных козлов. Эта общность и может быть названа алтае-телесскими тюрками (Савинов 1984: С. 50-64). Этнокультурные традиции этих племен оказали впоследствии определяющее влияние на особенности культуры практически всех средневековых кочевых тюркских народов Евразии.

Важнейшими достижениями тюрков, сделавшими их народом, не только сыгравшим выдающуюся роль в средневековой истории, но и основавшим тюркскую цивилизацию, чьи традиции продолжали все последующие кочевые государства, были государственное устройство (традиции имперской надплеменной державы, со своей иерархически организованной социальной системой, военно-дружинной феодальной культурой и собственной государственной историографией), синтез кочевого и оседлого укладов и письменность, которая произвела настоящую революцию в кочевой культуре. Впервые традиции общей письменной цивилизации оказались распространенными на обширной территории, став достоянием не отдельного племени (какими были рунические письменности кочевников до тюрков), а всей империи. Одновременно появилась литература, внедрявшая тюркскую картину мира, традиции государственности, мифологемы этнополитического единства страны, а также кодифицированное право. Письменность способствовала формированию нормативного литературного языка и лексики, ставших основой для тюркских литератур более позднего времени (Кляшторный,1964; 1981; Кляшторный, Савинов. С. 76-88; Гумилев, 1967. С. 65-85; Трепавлов, 1993; Худяков, 1998. С. 33-61).

В границах этой первой евразийской империи находились и другие группы, которые могут быть отнесены к этническим предкам татар. Этнополитическое объединение татар (отуз-татар) сформировалось в степях Монголии после распада каганата жуаньжуаней в результате объединения группы тюркских и монгольских племен. Впервые отуз-татары были упомянуты в надписи на памятнике Кюль-тегину, свидетельствующей о подчинении их во второй половине VI в. кагану тюрков Бумыну. Позднее, в VIII в. объединение отуз-татар под военно-политическим давлением китайцев и тюрков распалось на несколько союзов племен. Наиболее известным и сильным из них стало объединение токуз-татар. О языке и культуре древних татар (VI-VIII вв.) нет достаточно достоверных сведений: одни языковеды считают их тюркским (П.Пеллио), другие - монгольским (М.Ц. Мункуев, Ж. Жэле) народом. В политических событиях Центральной Азии токуз-татары являлись союзниками кыргызов и выступали на их стороне против тюрков (война 723-724 гг.). Распад Тюркского каганата позволил татарам создать свое государственное объединение в Восточном Туркестане, которое в союзе с огузами вело войну против Уйгурского каганата. После поражения в ней часть западных татар вошла в состав Уйгурского каганата, а отдельные группы переселились в Южную Сибирь, где вместе с кимако-кыпчакскими племенами образовали Кимакский каганат. По кимакской исторической традиции, сохраненной в труде Гардизи "Зайн ал-ахбар" - "Украшение известий" XI в., правитель каганата происходил из племени татар.

В 842 г. Уйгурский каганат был разгромлен кыргызами, а татары включены в их владения (надпись в долине р.Тес). После изгнания кыргызов, во второй половине IX в. татары вошли в состав уйгурских княжеств (Ганьчжоуское, Турфанское и др.), создав поздние этнополитические объединения на границе Восточного Туркестана и китайской провинции Ганьсу. В Х-ХП вв. различные татарские государства и крупные племенные объединения занимали значительную территорию Южной и Восточной (степной и горно-степной) Монголии и Северного Китая. Вся территория к востоку от Восточного Туркестана получила в мусульманской восточной историографии название "Дашт-и татар" ("Татарская степь"), а термин "татар" закрепляется за немусульманским населением степей Монголии. В Восточном Туркестане между государствами караханидов и тангутов (Си-Ся) образовалось несколько государств (княжеств) западных татар. Контролируя часть Великого шелкового пути, они вели активную внешнюю политику в Центральной Азии (посольства в Китай в 958, 996, 1039, 1084 гг. и в Среднюю Азию в 965, 981 гг.), заключали военно-политические союзы с Ганьчжоуским и Турфанским княжествами уйгуров, а в конце XI- начале XII в. вошли в их состав. Правители этих татарских княжеств носили титул "апа текин/тегин". В Х-Х1 вв. язык татар Восточного Туркестана был зафиксирован как тюркский (Махмуд Кашгари), а государственная религия - буддизм (частично манихейство и ислам). В 1130-е годы княжества западных татар и уйгур были завоеваны государством Каракитаев (западных киданей) (Кляшторный, 1993; Кадырбаев, 1993. С. 25-46).

В составе народов Тюркского каганата были известны также чигили (изгили, эсегели), являвшиеся вначале частью конфедерации теле, затем - карлуков. Чигили фиксируются вблизи племени аз (ас), находившегося в Западной Туве (Саяно-Алтайская зона). Позже они оказались в обширном ареале - от р. Или и до р. Сырдарьи (по соседству с огузами). Там с ними контактировали и тухчи, бывшие в каких-то особых отношениях с чигилями (Гардизи упоминает титул чигил тухчин).


Д. М. Исхаков, И. Л. Измайлов
 из книги “Татары”, серия “Народы и культуры”, Москва, “Наука”, 3-4-2001 

http://www.tatar.info/file.php?name=tyrks 

 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка