Tatarmoscow.Ru
Постоянство и универсальность шариата PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Ислам - Статьи
Автор: Administrator   
27.12.2008 12:45
Автор статьи - известный египетский мыслитель и публицист нашего времени Мухаммад Умара. Несмотря на свое мусульманское происхождение, в молодости Умара был ярым поборником коммунистических взглядов. Однако разочаровавшись в них, он занялся длительным духовном и идейным поиском, в ходе которого ему пришлось изучить и осмыслить многие доктрины и взгляды. Будучи уже зрелым человеком, он пришел к исламу - "универсальной системе, в которой заключено решение всех проблем человека и общества". Приводим его рассуждения о шариате.
Автор статьи - известный египетский мыслитель и публицист нашего времени Мухаммад Умара. Несмотря на свое мусульманское происхождение, в молодости Умара был ярым поборником коммунистических взглядов. Однако разочаровавшись в них, он занялся длительным духовном и идейным поиском, в ходе которого ему пришлось изучить и осмыслить многие доктрины и взгляды. Будучи уже зрелым человеком, он пришел к исламу - "универсальной системе, в которой заключено решение всех проблем человека и общества". Приводим его рассуждения о шариате.

С точки зрения этимологии слово "шариат" в арабском языке обозначает источник воды, ручей. Впоследствии этим словом стал называться всякий путь, указанный человечеству Богом посредством одного из Его посланников. Следовательно, шариат – это закон Бога, а не плод разума людей (иджтихад). Шариат незыблем и не подлежит изменениям, чем отличается от фикха (юриспруденции), в котором допускается иджтихад. Другими словами шариат (закон Бога) – это основы и исходные положения, а фикх - вытекающие из них нормы, которые зависят от разных факторов: времени, места, событий, целесообразности и особенностей менталитета. Шариат, заключающий в себе то, как надо верить (кейфиятуль и'тикад), является предметом "Аль 'ильм аль усуль" (науки об основах); шариат, заключающий в себе то, как надо действовать (кейфиятуль 'амаль), является предметом "Аль 'ильм аль фуру" (науки о том, что ведет происхождение от основ).

Ислам же охватывает вероучение и шариат. И если основополагающая ценность вероучения есть учение о Единобожии, которое дает знание о единстве Создателя в Его божественной сущности, атрибутах и действиях, то шариат – это те морально-нравственные ценности и нормы ислама, которые служат ориентиром в жизни человека. Помимо норм образовательного и воспитательного характера шариат включает в себя нормы, содержащие прямые указания на то, что надо и чего не надо делать мусульманину.

Что касается взаимосвязи между шариатом и религией, то религия – это то, что объединяет в себе миссии всех посланников Аллаха, которые в свою очередь различаются между собой отдельными нормами и положениями. И если термин "религия" употребляется в смысле "шариат", то только как образное выражение.

Исламское законодательство включает в себя отдельные нормы из законов, данных предшествовавшим народам, в соответствии с правилом: "законы тех, кто был до нас, есть наши законы, если они не отменены". Например, в нем присутствуют нормы, бытовавшие на Аравийском полуострове в доисламскую эпоху, которые были одобрены, поскольку не противоречили здравому смыслу. Ведь ислам как последняя религия вобрал в себя наследие предшествующих религий.

Поскольку шариат (как и ислам) является конечным законом для всех, его нормы постоянны, к каким бы областям они не относились, и он не зависит и разнообразных факторов. Исламский закон ограничился лишь общими взглядами на постоянно изменяющуюся реальность, давая возможность фикху идти в ногу со временем, открывая перед ним законодательный простор. Шариат объясняет нормы, не подверженные и не подлежащие изменениям, связанные с такими жизненно необходимыми вещами, как сохранение чистоты религии, духовного и интеллектуального наполнения, чести, родословной, материального достатка и т.д. С одной стороны он объединил в себе постоянство и неизменность правовых принципов, с другой – развитие фикха в области, подверженной изменениям.

Все нормы исламского законодательства тесно связаны с общечеловеческими духовными ценностями. Духовные ценности в нем неотделимы также и от пользы и рационального начала, в отличие, например, от римского и европейского права, в которых урегулированы главным образом отношения, связанные с извлечением материальной выгоды. Правовые системы, разработанные людьми, исходят исключительно из реалий этого мира, его законов и научных концепций, в то время как фикх рассматривает все это лишь как часть оснований, но главным источником для него неизменно остаются законы Всевышнего. В изобретенных людьми законах критерий отличия плохого от хорошего основан на рассудке, здравом смысле и практике; но в фикхе в дополнение к этому присутствует религиозное понятие о плохом и хорошем, которое исходит из исламского взгляда на то место в мироздании, которое занимает человек, наделенный разумом и возможностью практического познания. Ведь человек является на земле наместником Бога, знания которого абсолютны, всеобъемлющи и всесторонни и Ему подконтрольны человеческие ум и практическая деятельность.

На протяжении всей истории исламской цивилизации шариат является единственным источником законодательства и толкования норм, вплоть до появления в большинстве мусульманских стран людских законов, базирующих на западной философии. Ворвавшись на колеснице западного империализма и неоколониализма, они вытеснили исламские законы и юриспруденцию из различных областей. В связи с этим всеобъемлющий возврат к шариату является основополагающей целью всеобщего исламского возрождения, призванной освободить сознание мусульманина от экспансии западных правовых систем, откровенно противоречащих по своей сути и философии принципам шариата в законодательстве. Также возвращение к иджтихаду, отвечающему сегодняшним требованиям как одному из источников права является необходимым для общества, которое стремится жить на основе современной мусульманской правовой системы.

Возможным решением этого вопроса может стать современная переработка наследия исламской юриспруденции в области ал-му'амалат (правил поведения, определяющих взаимоотношения людей). Это даст богатый источник норм, которые заполнят правовое пространство и, кроме того, будут способствовать развитию законодательной мысли муджтахидов.

Другим немаловажным аспектом является систематизация и кодификация мусульманского права и обновление науки об источниках, основах теории и методологии права. Все это является необходимым для всестороннего возвращения к шариату в исламском мире.

Перевод из журнала "Аль-Муджтамаа"

http://www.islamnews.ru/news-16506.html
 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка