Ваххабизм — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, названное по имени своего основателя Мухаммада ибн абд-аль-Ваххаба (1703-1792) . свои воззрения Ваххаб называл «очищением веры», несогласных с его воззрениями объявлял «неверными» наряду со всеми, кто исповедует другую веру.
Владимир Емельянов кандидат исторических наук
Ваххабизм — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, названное по имени своего основателя Мухаммада ибн абд-аль-Ваххаба (1703-1792) . свои воззрения Ваххаб называл «очищением веры», несогласных с его воззрениями объявлял «неверными» наряду со всеми, кто исповедует другую веру.
Ваххабизм — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, названное по имени своего основателя Мухаммада ибн абд-аль-Ваххаба (1703-1792). Отец и старший брат основателя ваххабизма были известными религиозными деятелями Аравии. Мухаммад ибн абд-аль-Ваххаб спорил с учителями и по основам мусульманского вероучения: стремясь к строжайшему соблюдению таухида (догмата о единобожии), он отверг поклонение могилам Пророка и святых, поставил под сомнение необходимость обращаться к Пророку и праведным халифам в молитвах, оспорил необходимость праздника Маулид-ан-Наби (День рождения Пророка). Свои воззрения Ваххаб называл "очищением веры", несогласных с его воззрениями объявлял "неверными" наряду со всеми, кто исповедует другую веру.
Сторонники Ибн абд-аль-Ваххаба называют себя мувахиддинами, а ваххабитами их именуют ортодоксальные мусульмане — противники этого учения. Мувахиддины должны внешне отличаться от остальных мусульман: они бреют головы, носят длинные нерасчёсанные бороды, узкие и короткие брюки.
В области догматики Ибн абд-аль-Ваххаб следовал за Таки-ад-дином ибн Таймийёй (1263-1328), ханбалитом, который отрицал аллегорическое и рационалистическое толкование Корана и Сунны, зато признавал допустимость вооружённой борьбы против недостаточно благочестивого правителя. По его мнению, понять Писание нельзя, можно только уверовать в него и следовать своей вере. В целом все его выступления были направлены против мысли и мыслителей в исламе и поощряли открытую политическую борьбу за "очищенный", первоначальный ислам.
В общественно-политической сфере Ибн абд-аль-Ваххаб и его последователи проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь, стяжательство и т.д.; важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама (Ваххаб считал, что такие мусульмане — "многобожники" в большей степени, чем люди джахилии, то есть язычники, жившие до появления Пророка Мухаммада).
Проповедь Ибн абд-аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племён. С середины 40-х годов XVIII века Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы правителей рода Ал Са'уд за объединение Аравии под их властью, а позднее — официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX века ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке. (См.: А.М.Васильев. Пуритане ислама М., 1967; Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с.51).
В настоящее время ваххабизм — основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.
В современном мире ваххабизм ассоциируется с международным терроризмом и радикальным исламским экстремизмом. Он осуждён и запрещён в большинстве стран исламского мира.
Газета «Татарский мир» № 15 (2004 г.)
http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=587§ion=&heading=
|