Tatarmoscow.Ru
Что такое ваххабизм PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Ислам - Статьи
Автор: Administrator   
08.02.2006 00:00
Ваххабизм — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, названное по имени своего основателя Мухаммада ибн абд-аль-Ваххаба (1703-1792) . свои воззрения Ваххаб называл «очищением веры», несогласных с его воззрениями объявлял «неверными» наряду со всеми, кто исповедует другую веру. Владимир Емельянов
кандидат исторических наук


                                      
Ваххабизм — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, названное по имени своего основателя Мухаммада ибн абд-аль-Ваххаба (1703-1792) . свои воззрения Ваххаб называл «очищением веры», несогласных с его воззрениями объявлял «неверными» наряду со всеми, кто исповедует другую веру.

Ваххабизм — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, названное по имени своего основателя Мухаммада ибн абд-аль-Ваххаба (1703-1792). Отец и старший брат основателя ваххабизма были известными религиозными деятелями Аравии. Мухаммад ибн абд-аль-Ваххаб спорил с учителями и по основам мусульманского вероучения: стремясь к строжайшему соблюдению таухида (догмата о единобожии), он отверг поклонение могилам Пророка и святых, поставил под сомнение необходимость обращаться к Пророку и праведным халифам в молитвах, оспорил необходимость праздника Маулид-ан-Наби (День рождения Пророка). Свои воззрения Ваххаб называл "очищением веры", несогласных с его воззрениями объявлял "неверными" наряду со всеми, кто исповедует другую веру.

Сторонники Ибн абд-аль-Ваххаба называют себя мувахиддинами, а ваххабитами их именуют ортодоксальные мусульмане — противники этого учения. Мувахиддины должны внешне отличаться от остальных мусульман: они бреют головы, носят длинные нерасчёсанные бороды, узкие и короткие брюки.

В области догматики Ибн абд-аль-Ваххаб следовал за Таки-ад-дином ибн Таймийёй (1263-1328), ханбалитом, который отрицал аллегорическое и рационалистическое толкование Корана и Сунны, зато признавал допустимость вооружённой борьбы против недостаточно благочестивого правителя. По его мнению, понять Писание нельзя, можно только уверовать в него и следовать своей вере. В целом все его выступления были направлены против мысли и мыслителей в исламе и поощряли открытую политическую борьбу за "очищенный", первоначальный ислам.

В общественно-политической сфере Ибн абд-аль-Ваххаб и его последователи проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь, стяжательство и т.д.; важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама (Ваххаб считал, что такие мусульмане — "многобожники" в большей степени, чем люди джахилии, то есть язычники, жившие до появления Пророка Мухаммада).

Проповедь Ибн абд-аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племён. С середины 40-х годов XVIII века Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы правителей рода Ал Са'уд за объединение Аравии под их властью, а позднее — официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX века ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке. (См.: А.М.Васильев. Пуритане ислама М., 1967; Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с.51).

В настоящее время ваххабизм — основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

В современном мире ваххабизм ассоциируется с международным терроризмом и радикальным исламским экстремизмом. Он осуждён и запрещён в большинстве стран исламского мира.
Газета «Татарский мир» № 15 (2004 г.)

http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=587&section=&heading=

 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка