Каждому, кто занят вопросами богоискательства, эта небольшая по объему книга послужит хорошим ориентиром как для дальнейшего, более глубокого самообразования в вопросах веры, так и поможет найти правильный угол зрения на окружающий мир и волнующие современного человека проблемы. Возможно, для кого - то изложенные простым и доступным языком мысли о сути исламского вероучения и исламского образа жизни станут «моментом истины», приблизив его к истинному пониманию смысла человеческого бытия, а именно служению ниспосланных Всевышним Аллахом заповедей, зовущих к миру, добру и милосердию: «Взывай к Господу твоему мудрым словом и добрым увещеванием» (Св. Коран, 16:125).
Каждому, кто занят вопросами богоискательства, эта небольшая по объему книга послужит хорошим ориентиром как для дальнейшего, более глубокого самообразования в вопросах веры, так и поможет найти правильный угол зрения на окружающий мир и волнующие современного человека проблемы. Возможно, для кого - то изложенные простым и доступным языком мысли о сути исламского вероучения и исламского образа жизни станут «моментом истины», приблизив его к истинному пониманию смысла человеческого бытия, а именно служению ниспосланных Всевышним Аллахом заповедей, зовущих к миру, добру и милосердию: «Взывай к Господу твоему мудрым словом и добрым увещеванием» (Св. Коран, 16:125). Фарид АсадуллинЧеловек
Человек является самым прекрасным из всех существ, т.к. Всевышний наделил его многими качествами, которые позволяют человеку превосходить другие создания. Вот что по этому поводу сказано в Коране: «Мы сотворили человеческий род наилучшим образом, в самом совершенном виде и наделили его самыми прекрасными качествами». Человек как физически, так и духовно является совершенным созданием. Кроме того, он наделен такими особенностями, как разум и мышление. Благодаря им человек заметно выделяется среди всех остальных творений. Бесконечное количество всего, что существует на небе и земле, поставлено на службу человеку. Человек, пришедший в этот мир на определенный отрезок времени, нуждается в познании, уверовании и поклонении Всевышнему Творцу, который окружил его своими нескончаемыми богатствами. Настоящее счастье в земной жизни напрямую связано с этими понятиями. А постичь эти истины помогает религия. Любовь Любовь свойственна всему сущему на земле. Любовь – и светлое явление и в то же время мощная сила. Нет ни одного проявления зла, которое бы не могла победить эта лучезарная сила. Любовь возвышает и подготавливает к вечной жизни душу любого, кто всегда делал добро, думал о добре и одаривает им окружающих. Любовь заставляет людей бороться за распространение услышанных ими знаний о вечном мире. Любовь украшает человека, его душу, его жизнь. Всевышний Аллах говорит: «Из знамений Его милости - то, что Он создал для вас (мужчин) жён того же человеческого рода, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви и сострадания. В этом - явное знамение для тех, кто размышляет о творении Аллаха Всевышнего» .
Проявлениями человеческой любви является жертвенность матери, готовой отдать жизнь ради своего ребенка; преданность героя, жертвующего жизнью во имя Родины. Человек, живший и погибший ради всего человечества, получает право жить вечно в сердцах людей. Любовь таких людей способна победить любого врага, открыть любую неприступную дверь. Обладатели этой любви, не сегодня так завтра, обязательно раскроют все двери вселенной.
Самый короткий путь к сердцу человека – это дорога любви. Дорога любви – дорога пророков. Перед идущими по этому пути никогда не захлопнутся двери. Как счастливы те, кто руководствуется любовью. И как же несчастны те, кто не чувствует в своих сердцах любовь и живет жизнью слепых и глухих.
Арабский эквивалент слова религия – «дин» означает «подчинение, наказание, путь». Религия – это путь наподобие центральной магистрали. «Подчинение» означает подчинение Творцу, велениями Которого нужно руководствоваться в жизни. Тем, кто подчиняется, предусмотрено поощрение, тем же, кто этого не делает – наказание. Научное определение слова «религия» звучит следующим образом: «Религия – это сборник божественных законов, побуждающих носителей разума совершать благие поступки».
Религия – путеводитель и источник духовного начала – появилась с рождением первого человека. Она всегда будет существовать, пока существует на Земле род человеческий. В каждом человеке есть потребность верить в своего Создателя, надеяться на Него, быть привязанным к Нему, поклоняться Ему. Именно благодаря разуму и этой внутренней потребности человек может постичь существование и единство своего Создателя. К сожалению, иногда человек не в состоянии понять, что требования Создателя к нему могут быть только во благо ему, не знает, что приветствуется, а что порицается Всевышним, а также в силу ограниченных возможностей своего разума, не может постичь ряд важных моментов, связанных с его Создателем. Во все времена на такие вопросы могли отвечать божественные (монотеистические) религии.
Религия есть цельная система, которая не приемлет каких-то новшеств или упразднений. Она подобна дереву. Все, что связано непосредственно с верой – его корни, с поклонением – его ветки. Ежедневные заботы и общественная деятельность – цветы этого дерева. Мольбы и покаяния – питательные вещества, которые поддерживают жизнь дерева. Религия как цельная система установлена Всевышним. Для распространения религии Всевышний избирал людей, которые становились пророками и выполняли пророческую миссию. Они распространяли знания, необходимые для блага людей и счастливой жизни, как в этом мире, так и в грядущем. Таким образом, религия – это образ жизни, который посредством пророков доводится до людей и приводит их к праведной и счастливой жизни в результате свободного выбора.
В религии нет принуждения Религия не может быть системой, которая принимается насильственным путем. В ней главенствует принцип веры. Вера же полностью зависит от личного выбора каждого и не может возникнуть путем принуждения. Человек не может уверовать по принуждению, точно так же как и полюбить кого-либо. Таким образом, каждый человек, исходя из собственной воли и совести, сам делает выбор, во что ему верить. Посредством различных аятов, например, таких как: «В религии нет принуждения. Прямой путь истины уже ясен знамениями и отличается от пути заблуждения. Кто верует в Аллаха и отверг веру в идолопоклонство и всё, что отклоняет его от Истины Аллаха, тот уже обрёл надёжную опору, которая сохранит его, чтобы он не упал в бездну неверия в Аллаха. Поистине, Аллах слышит всё, что вы говорите, и знает всё, что вы делаете, и Он наградит вас за всё праведное, что вы вершите!»; «Скажи (о посланник!), что то, что тебе ниспослано - Истина, которая исходит от вашего Господа. Тот, кто пожелает, уверует в Него, а тот, кто не желает, не уверует и навредит только себе. Поистине, Мы приготовили для неверных сильный огонь, который окружит их словно шатёр. А если эти грешники будут молить о помощи и воде, пребывая в адском огне, им дадут воды, подобной нечистому кипящему маслу, которая будет жечь лица. Мерзкое питьё и скверное убежище!» - Всевышний Аллах предоставил людям делать выбор в вопросе веры, исходя из своей воли, и совершенно свободным путем. Божественные (монотеистические) религии
Первым человеком и пророком на земле был Адам (мир ему). Он начинает распространять веру в Единого Бога (монотеизм). В основополагающих принципах между монотеистическими религиями нет различий. Но, учитывая изменения и преобразования, происходившие в мире, со временем появились, по воле Создателя, некоторые изменения в религиозных положениях и правилах поклонения. По мере развития человечества Всевышний Аллах, ниспосылая новых пророков, преобразовывал ранее установленные божественные законы. В частности, и Иудаизм, и Христианство являются звеньями одной цепи веры в Единого Бога, которую замыкает Ислам.
Людям периодически ниспосылались священные писания. Первыми писаниями были священные свитки, последними – Тора и Библия. Завершающим же священным писанием является Священный Коран. После Корана других священных писаний не было и не будет, и он пробудет «путеводителем» человечества вплоть до Судного дня.
По этой причине Коран; как священное писание, проповедующее Ислам, не является ориентированным только на определенную группу людей, он ориентирован на все человечество. Как завершающий пункт развития божественных религий, Ислам предназначен для всего человечества.
Ислам подтвердил и несколько скорректировал предыдущие божественные религии. В Коране были приведены сведения, идентичные основополагающим принципам предыдущих священных писаний. В частности, Кораном были подтверждены следующие общие для всех священных писаний принципы: вера в Единого Бога, пророков, священные книги, ангелов, Судный день и сотворение всего сущего Всемогущим Богом.
Корень слова «Ислам» («сильм», «сэльм») происходит от арабского слова, которое переводится как «мир». В словаре также присутствуют значения «повиновение, преклонение». Повиновение Аллаху и преклонение перед Ним, а также принятие всех Его повелений и запретов должно происходить исходя из личного желания и побуждения, а не путем насильственного принуждения. То есть повиновение и преклонение подразумевается не иначе как добровольное. Ислам означает веру в Аллаха и в пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который воплотил в своих словах и действиях суть ниспосланного через него Аллахом Ислама. Ислам ни в коем случае не противоречит разуму и логике. Ислам полностью дает логическое объяснение посредством Священного Корана всему тому, что изначально берется на веру. Права человека в Исламе Исламские правоведы, опираясь на основные источники исламского права, досконально исследовали эту тему. В 1979 году Генеральный Секретариат организации Исламская Конференция направила в Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций (ООН) Декларацию прав человека в Исламе, которая впоследствии была утверждена.
Права человека в Исламе не устанавливаются каким-нибудь королем или правителем, а также не могут быть введены какой-нибудь местной или даже международной организацией. Права человека, вытекающие из божественных предписаний, являются естественными правами, которые признаются на безусловных началах. По этой причине ни одно из этих прав не может быть отвергнуто, упразднено или попрано. Нарушение этих прав не может восприниматься положительно, а их упразднение вообще немыслимо.
Ниже будут приведены важные на наш взгляд три статьи из Декларации прав человека в Исламе.
Статья 1. «ПРАВО НА ЖИЗНЬ» а) Жизнь человека священна и неприкосновенна. Никто не имеет права покушаться на жизнь другого человека. Священность и неприкосновенность жизни человека могут быть нарушены только в случаях, предусмотренных правовыми нормами. Вот что сказано по этому поводу в Коране: «…кто убил душу не как возмездие за душу и не за порчу и нечестие на земле, тот как бы убил всех людей и навлечёт гнев Аллаха, и будет наказан Им. А тот, кто эту душу сохранит, тот как бы всех людей убережёт от смерти, потому что он, таким образом, сохранит души других невинных людей и заслужит великую награду от Аллаха». В этом Священном аяте указывается, что убить душу - это совершить преступление против всего общества. А тот, кто спасёт от гибели душу и сохранит её, сделает добро всему обществу. Данный аят показывает, что ислам заботится о соблюдении законов в благочестивом обществе и регулирует отношения между его членами. Только таким путём можно обеспечить безопасность, мир и сотрудничество между членами общества и различными общинами. В Коране также говориться, что человек, не по праву убивший другого человека, навечно останется в аду. «Тому, кто умышленно убьёт верующего, воздаянием будет ад, где ему вечно пребывать. На нём гнев и проклятие Аллаха, Ему назначены Аллахом тяжкие муки. Ведь это - самое большое преступление в ближней жизни» . б) Материальная и духовная стороны жизни человека защищены. Исламское право защищает человека при жизни и после его смерти. Уважительное отношение к человеческому телу – обязанность мусульманина. Прикрытие срамных мест и тех органов, которые необходимо прятать – обязанность человека.
Статья 2. «ПРАВО НА СВОБОДУ» а) Право на свободу, так же как и право на жизнь неприкосновенно. Это право является первым и естественным правом человека, возникающим при его рождении. Право на свободу всегда пребывает вместе с человеком вплоть до его смерти. Никто не может нарушать право на свободу. Право людей на свободу необходимо обеспечить правовыми нормами. Попрание и ограничение права на свободу вне установленных правовых рамок является недопустимым. б) Недопустимым является нарушение права на свободу одного народа другим народом. Народ, нарушивший права другого народа, сразу должен отказаться от своего нарушения и в силу своих возможностей возместить весь нанесенный урон. Международные организации должны помогать народам, борющимся за свою свободу. Для мусульман же это является религиозной обязанностью. Вот что сказано по этому поводу в Коране: «У вас - ваша вера, и y меня - мoя вера!».
Статья 3. «ПРАВО НА РАВЕНСТВО» а) Все перед законом равны. В применении правовых норм по отношению к индивидам никто не обладает преимуществом. Пророк в прощальной проповеди сказал: «Нет никакого преимущества араба над неарабом или неараба над арабом, а также белого над черным или черного над белым, кроме как в набожности». б) Все индивиды между собой равны. Категорически запрещается разделять людей по половому, расовому, языковому, религиозному признакам. Пророк говорил: «Все люди произошли от Адама, а он был создан из земли. Вы должны знать, что кровные и имущественные дела и все, что имеет к этому отношение, принадлежат веку невежества, и все это делалось по причине тщеславия. Сегодня все это под моими ногами и отныне все это упразднено». в) Индивид, исходя из принципа равенства возможностей, обладает правом пользования общественной собственностью. Каждый человек в праве рассчитывать на достойную его труда заработную плату. Не должно быть разделений между людьми в получении денежного довольства в случае выполнения равноценного рода деятельности.
Вот что сказано в Коране по этому поводу: «Он - Тот, кто сделал землю пригодной (для вашей жизни). Так ходите же по её просторам и питайтесь тем, чем Аллах наделяет вас, взращивая на ней! К Нему только будет ваше возвращение в (День воскресения) для воздаяния!»; «Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него. Кто совершил на вес пылинки зла, тот также увидит его, и ему воздастся за него. Ведь Аллах не поступает несправедливо ни с кем». Знакомство с Исламом Принятие Ислама начинается с уверования в основные законы, установленные этой религией. Вера же означает беспрекословное принятие всего, что было ниспослано Всевышним всему человечеству посредством пророка Мухаммада.
Желающий стать мусульманином подтверждает свою готовность принять и следовать нормам Ислама словами: «Ашхаду ан ля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх», что в переводе с арабского означает: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник». Это выражение называется «калима-и шахадат», т.е. свидетельство. Вера есть сознательное и добровольное состояние души. Произнесение этих слов без внутреннего сопереживания и принятия сердцем не ведут к уверованию. Произнесший «калима-и шахадат» полностью признает последнюю священную книгу – Коран и все, что было ниспослано человечеству посредством Пророка Мухаммада. Следовательно, уверовавший в существование единого Аллаха, принимает на веру существование ангелов, пророков, Судный день, правдивость священных книг и сотворение всего сущего Всевышним Аллахом, то есть принимает на веру все, что сообщают нам Священный Коран и пророк Мухаммад. «Калима-и шахадат» является ключом к уверованию всего перечисленного выше. «Калима-и шахадат» в каком-то смысле является соглашением принятия Ислама. Человек, заключивший подобное соглашение, считается давшим слово Аллаху бесспорно выполнять все Его предписания и избегать всего того, что Им запрещено. В рамках этого соглашения также подразумевается различного рода взаимодействие со всем мусульманским сообществом, проявляющееся, например, в получении или выдачи закята, оказание помощи мусульманам и т.д. Один из сподвижников Пророка, Абу Саид, сказал: «Я слышал от Посланника следующие слова: “Если кто-то из людей примет Ислам и будет в этом искренен, все ранее совершенные им благие деяния Аллах запишет на его имя, а все его блудные поступки простит. Став же мусульманином, он будет оцениваться следующим образом: за каждый благой поступок будет записываться на его имя от 10 до 700 благодеяний, а за каждое злодеяние – в случае, если Аллах все же его не простит, – будет записан всего лишь один грех”».
Никто не может стать мусульманином по принуждению. Ислам можно принять только добровольно. До момента уверования могут быть произведены различные исследования, поиск ответов на вопросы по данной тематике. Но для того, чтобы уверовавший мог стать хорошим мусульманином, он должен избавиться от всех сомнений. Вера и сомнения не могут сосуществовать вместе.
Согласно принципам Ислама, будь то при принятии Ислама или совершении поклонений и молитв, наличие посредников отвергается. Каждый человек может напрямую обратиться к Всевышнему с мольбой, совершить Ему поклонение. Совершивший грех может напрямую просить прощения у Аллаха, так как право прощать принадлежит только Ему. Между Аллахом и рабом Его никто и ничто, и даже ангелы и пророки, не могут выступать в роли посредника.
Принятие Ислама в жизни человека, ранее исповедовавшего иную религию или же бывшего неверующим, является очень значимым событием. В момент становления человека мусульманином его ранее совершенные грехи стираются, и жизнь человека начинается с чистой страницы. Сохранение безгреховной чистоты и создание благостного задела является самым важным для человека, с точки зрения его счастья в мирской и грядущей жизни. По-настоящему уверовавший человек должен хорошо узнать Ислам и осознанно следовать его принципам. Священный Коран был ниспослан для того, чтобы люди его читали, старались понять, поступали согласно его установкам и применяли их в течение всей своей жизни. В связи с этим Пророк Мухаммад сказал: «Самый благой из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других».
Пророк (мир ему), наилучшим образом распространял Ислам. Он был прекрасным примером того, как Ислам должен воплощаться в жизни человека.
Мусульманин должен изучать Ислам из достоверных и правильных источников. Наиболее доступным и простым способом постижения Ислама является наставник, хорошо знающий Ислам. Следуя его наставлениям, имеет смысл начать с вопросов, вызывающих первоначальный интерес. Первыми из рассматриваемых тем могут быть вопросы, связанные с основными обязанностями, а также разрешенное и запрещенное в религии. Новообращенный мусульманин в постижении истины может пользоваться наставлениями сведущего в этих вопросах человека или же специально подготовленными в этой области информационными источниками.
Каждый мусульманин, искренне уверовавший и усвоивший Ислам, не прибегая к насилию, должен стараться доносить до других людей истинную религию. На этом пути могут возникать ряд сложностей, которые необходимо постепенно и терпеливо преодолевать. Пророк сказал: «Клянусь Аллахом, для тебя более благостно, если один человек по твоей причине примет Ислам, чем обладание стадами, состоящими из дорогих верблюдов». В другом случае было сказано: «Если кто-то благодаря тебе стал мусульманином, то это является для тебя более благостным, чем весь мир и все, что в нем есть». По этой причине следует в наилучшем виде представлять свою религию для пришедших в Ислам, а также делать усилия по донесению Ислама до других людей. В этом отношении главными принципами, которыми необходимо руководствоваться, как сказал Пророк Мухаммад (мир ему), – должны быть любовь, простота, доверие. Исламский образ жизни
Изучение Ислама и применение его норм в жизни – первостепенные обязанности каждого мусульманина. Человек, имеющий представление об Исламе и не придерживающийся его норм, подобен больному человеку, знающему, какие лекарства нужны для его выздоровления, но воздерживающемуся от их употребления.
Верующий человек, желающий сохранить и воплотить в жизнь свою веру, достичь счастья в обоих мирах, должен установить и поддерживать духовную связь с Всевышним. Человек может постичь полное счастье через познание Аллаха и поклонение Ему. Иначе он постоянно будет ощущать духовную пустоту и неудовлетворенность. Точно также как для поддержания нашего физического благополучия мы нуждаемся в удовлетворении таких физиологических потребностей как еда, питье, сон, для сохранения духовного равновесия и благополучия, мы нуждаемся в поклонение.
Мусульманин определяется не ношением какой-то разновидности одежды или произнесением каких-то абстрактных слов. Мусульманин – тот, кто стремится понять и воплотить в свою жизнь Истину. Мусульманин должен внутренне усвоить религию, ниспосланную Всевышним посредством Пророка Мухаммада, и стремиться реализовать ее в своей жизни.
В духовной жизни мусульманина после веры, по степени важности, следует поклонение. Потребность в поклонении возникает сама собой после уверования человека. Возможно ли верить в Создавшего нас из ничего, Одарившего нас бесконечным количеством благ, Охватывающего своим знанием, силой, милостью буквально все и не чувствовать по отношению к Нему чувства восхищения и благодарности? Поклонение и есть не что иное, как средство проявления этих чувств. Поклонение это не только и даже не столько комбинация определенных действий. В поклонение главным является его сущность – понимание того, для чего ты это делаешь. Искренний мусульманин всегда думает об угодности или не угодности своих поступков Всевышнему. В случае такого подхода, любая выполняемая мусульманином благая и полезная работа будет оцениваться как поклонение, что позволит заслужить ему любовь Всевышнего. Основные сведения об Исламе
Мусульманин: Мусульманин – это человек, который принимает нормы Ислама и устраивает свою жизнь в рамках, установленных этими нормами. Пророк Мухаммад следующим образом описал мусульманина: «Истинно верующий – это тот, с кем люди (будь то мусульмане или немусульмане,) не опасаются за себя и свои богатства».
Вера: Вера означает принятие чего-либо за истину не поддаваясь каким-либо сомнениям. Касательно Ислама вера означает как словесное, так и внутреннее принятие за истину конкретно определенных Аллахом и Мухаммадом (посредством Аллаха) принципов.
Условия веры: Пророк Мухаммад на вопрос, что такое вера, отвечал следующим образом: «Вера – это верование в Аллаха и никого кроме Него, Мухаммада – Его раба и посланника, ангелов, священные книги, пророков, судный день, судьбу (все добро и зло задумано и создано Всевышним)». Это изречение Пророка кратко и понятно объясняет нам суть основных принципов веры в Исламе. Вера в Аллаха
Каждый, беря в руки книгу, прекрасно понимает, что она написана каким-нибудь писателем с вполне определенной целью. Ни у кого не появится даже и предположения, что эта книга появилась сама по себе. Точно также ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что любой памятник сделан каким-нибудь скульптором.
Оглянитесь вокруг того места, где вы сидите. Все, что находится вокруг вас в комнате, сделано чьими-то руками: стены, полы, потолок, стул, на котором вы сидите, книга, которую вы держите в руках и все остальное. Ничто не возникло само по себе и не пришло вам в комнату по своей воле. Даже простой шкаф является результатом чьих-то усилий. И он не мог зайти к вам в комнату, сам по себе, самовольно приняв решение.
Таким образом, любое место, где присутствует хотя бы малейшая упорядоченность и гармония, свидетельствует о наличие установившего и поддерживающего этот порядок. Кто же установил гармонию, присутствующую во всем, начиная от нашего организма, заканчивая необъятным для нашего воображения космосом? Кто же создатель всего, что так четко и бесперебойно функционирует?
Он не может быть какой-то материей в рамках нашей Вселенной. Он существовал до возникновения Вселенной, которую сам и создал. Он должен быть тем, кто создал все, но сам некем не создан и существует вечно.
Наш разум обеспечивает понимание существования Создателя, а для того, чтобы узнать о нем, мы прибегаем к религии. Согласно знаниям, которые мы получили посредством религии, создатель земли и небес – Милостивый и Милосердный Аллах.
Большинство людей живут, не зная всего этого, хотя и обладают разумом, способным понять истину. Произведение искусства обычно побуждает людей выяснить его автора, который впоследствии длительно обсуждается. Но куда бы мы ни устремили свой взгляд, везде есть произведения Создателя, но он почему-то ими игнорируется, хотя для понимания существования Всевышнего не требуются долгие и кропотливые исследования. И если даже человек с рождения жил бы в пределах одной комнаты, то наличие в этой комнате нескончаемых доказательств хватило бы ему для уверования во Всевышнего.
В центре внимания не должен находиться только человек. На каждом квадратном миллиметре протекает жизнь, которую человек может и не видеть. Одноклеточные организмы, насекомые, растения, птицы, животные – огромное количество живых существ покрывает земную поверхность. В одной горстке земли вы можете обнаружить наличие различных живых организмов. То же самое можно сказать и о воздухе, которым мы дышим. И даже на вашей коже обитают живые организмы, о которых вы не имеете и малейшего представления. У всех животных в пищеводах имеются миллионы бактерий, которые помогают переваривать поступающую внутрь пищу. Численность животных многократно превышает количество людей. А если еще вспомнить о наличии растительного мира, то мы поймем, что на поверхности земли нет места, где бы ни протекала жизнь. Каждое из живых существ, проживающих на неимоверно огромной площади, имеет массу своих особенностей в устройстве организма, образе жизни, во вкладе в общую гармонию мирового устройства. Предположение, что все это возникло случайно, без причины и определенной цели противоречит разуму и логике. Ничто не могло появиться на этом свете по своей воле и благодаря своим усилиям. Никакая случайность не может создать такую гармоничную, четко отлаженную и точную по своему устройству систему.
Все приведенные выше доказательства указывают на наличие определенного знания (закона), по которому существует вся Вселенная. Что может быть источником этого знания? Источником не могут быть живые или не живые элементы этой Вселенной, так как они не являются создателями и хранителями этого порядка. Бесконечные доказательства указывают на величие и могущество Аллаха – единственного Создателя этой вселенной.
Вот как Аллах описывает себя в Коране: «Если бы были в небе и на земле, кроме Аллаха, другие божества, не было бы порядка во Вселенной и нарушилась бы точная и идеальная система, по которой небеса и земля сотворены Аллахом. Поистине, Аллах - Владыка царства - превыше того, что Ему приписывают многобожники»; «Скажи, о Мухаммад, тем, которые, издеваясь, сказали, чтобы ты описал им твоего Господа: "Он - Аллах Единый и единственный. И нет у Него сотоварищей. Аллах, к одному которому обращаются в нужде и для удовлетворения просьб. У Него нет детей, Он не был рождён, и нет Ему равного или подобного».
Для каждого достигшего зрелого возраста человека обязательным является искренне верить в существование Аллаха. Аллах далек от всяких недостатков, он не нуждается в чьей-либо помощи. Он – Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, Всесильный. Аллах не имеет сотоварищей, равных себе, он не похож на свои творения. Он обладает абсолютным знанием. Вера в ангелов
Не все творения Аллаха можно увидеть воочию. Существуют невидимые творения из света и души с неизвестными нам качествами. Ангелы – одни из таких творений. Об их существовании повествуют пророки и священные книги. Природа ангелов и людей различна. Среди ангелов нет мужчин и женщин, они не пьют и не едят. Ангелы выполняют веления Аллаха и не совершают грехи. Их численность известна только одному Аллаху. Вера в священные книги
Аллах ниспосылал пророков с целью показать людям правильный путь, объяснить принципы счастливой жизни в обоих мирах и разъяснить некоторые моменты, которые сложно постичь посредством разума. Некоторым из этих пророков были ниспосланы священные книги.
Первые священные писания были в виде священных свитков. Первый свиток был ниспослан первому человеку и пророку Адаму. К тому времени общественные отношения были неразвитыми, жизненные условия были близкими к природным, поэтому свиток, состоявший всего из нескольких страниц, вполне обеспечивал нужды того времени. Деятельность пророков и возможности человеческого разума приводили к развитию человеческой цивилизации, что в свою очередь приводило к более сложной форме общественной жизни. В такие этапы Всевышний ниспосылал отвечающие современности более подробные священные свитки и книги. Дошедшими до сегодняшнего дня священными книгами являются следующие: Тора, ниспосланная Мусе (Моисей), Библия, ниспосланная Исе (Иисус), и завершающая священная книга – Коран, который был ниспослан Мухаммаду. На Коране цепь божественных откровений завершается, и до судного дня он будет «путеводителем» всего человечества.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Аллах подтвердил единство Божественности и Писания и повелел пророку Мухаммаду и его последователям сказать: "Мы уверовали в Единого Аллаха, в Его посланников и в то, что ниспослано нам в Коране и шариате, и в то, что ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и его потомкам - двенадцати коленам, и в Тору, ниспосланную Мусе (Моисею), и в Евангелие, ниспосланное Исе (Иисусу), и во всё, ниспосланное другим пророкам от их Господа. Мы не делаем различия между ними, и этим мы предаёмся Аллаху!»
Мусульманин обязан верить во все книги, ниспосланные пророкам Всевышним. Но единственной священной книгой, сохранившейся без изменений вплоть до наших дней, является Коран. Коран, выдвигая принципы веры в Аллаха, пророков, ангелов, священные книги, судный день, судьбу, а также призывая защищать свою жизнь, имущество, род, разум и религию, повторил и подтвердил в наилучшей форме истины предыдущих священных книг. Вера в пророков
Пророки – это самые достойные люди, избранные Аллахом для распространения религии. Пророчество – это обязанность, которую Всевышний возлагает на избранных людей. Пророчества нельзя достичь какими-либо усилиями без изначального дозволения Аллаха. Первым пророком является Адам, последним – Мухаммад. Между ними было большое количество пророков. Их численность никто не знает кроме Аллаха. Часть пророков упоминается в Коране. Каждому народу был ниспослан пророк, говорящий на его языке. Пророки в сущности такие же люди, как и все. Они ничем не отличаются от людей в таких потребностях как: есть, пить, спать, отдыхать, жениться, болеть и т.д. Но, несмотря на это, у пророков есть только им присущие сильно выраженные качества. Например, правдивость, верность, проницательность. Основная их цель – разъяснение людям божественных принципов. Пророки наделены Аллахом способностью показывать чудеса с целью доказать людям свою пророческую миссию. Последний пророк Мухаммад (мир ему) показал множество таких чудес, но бесспорно, что его самое большое и бесконечное чудо – это Священный Коран.
Вот как Аллах поясняет эту тему в Коране: «Те, которые уверовали в Аллаха, не оскверняли и не совмещали свою веру с поклонением чему-либо или кому-либо наряду с Аллахом, - только они заслуживают спокойствия и безопасности. И лишь они - на праведном пути истины и блага! Этими вескими доводами, доказывающими, что Мы - единственный и истинный Бог, Мы поддержали Ибрахима (Авраам) против его народа, и он возвысился над ним. Мы возвышаем степенями тех, кого пожелаем, даруя им знание и мудрость. Твой Господь (о пророк!) ставит каждую вещь на своё место, знает, кто заслуживает возвышения и кто не заслуживает. Поистине, Он - Мудрый и Всезнающий! Мы даровали Ибрахиму (Аврааму) благочестивое потомство – Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова), сына Исхака, и наставили каждого из них на прямой путь истины и добра, как и их отцов. Задолго до них Мы вели прямым путём Нуха (Ноя), а из его потомков – Дауда (Давида), Сулеймана (Соломона), Аййуба (Иова), Юсуфа (Иосифа), Мусу (Моисея), Харуна (Аарона). Так Мы воздаём тем, кто делает добро. Мы наставили на прямой путь также Закарию (Захария), Яхью (Иоанна Крестителя), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илии) - все они из Наших рабов праведных. Мы вели также прямым путём Исмаила (Измаила) и аль-Йасаа׳ (Елисея), Йунуса (Ионы) и Лута (Лота). Мы возвысили их в своё время над всеми людьми, наставили на прямой путь и даровали им пророчество. Мы избрали также из их отцов, потомков и братьев и наставили их на прямой путь». Вера в Судный день
Кроме Аллаха ничто не вечно. Все сотворено Аллахом и имеет конец своего существования. Мир, в котором мы живем, однажды обретет свой конец. Этот день в Исламе принято называть концом света. После прихода конца света, Аллах вновь воскресит все живое и начнется Судный день. Все люди обязательно будут подвергнуты спросу за свои поступки при жизни, и каждый будет отвечать за себя. Верить в Судный день также является одним из условий веры.
Всевышний Аллах следующим образом поясняет эту тему в Коране: «И ты yвидишь вcякyю oбщинy кoлeнoпpeклoнeннoй. Bcякaя община бyдeт пpизвaнa к cвoeй книгe; в тoт дeнь бyдeт вoздaнo вaм тeм жe, чтo вы твopили». «Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него. Кто совершил на вес пылинки зла, тот также увидит его, и ему воздастся за него. Ведь Аллах не поступает несправедливо ни с кем». Вера в судьбу
Верить в судьбу – значит верить в то, что все добро и зло создано по воле Всевышнего. Аллах предвидел все, что было и будет в мельчайших подробностях. Аллах наделил людей волей, позволяющей свободно выбирать между добром и злом, плохим и хорошим. Аллах не одобряет плохие поступки своих рабов, но соглашается с выбором человека. Поэтому каждый человек будет отвечать за свои поступки, совершенные исходя из своей воли. Именно так надо понимать тот факт, что все – и добро, и зло – создано Всевышним. В Коране сказано: «Скажи: ”Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах. Он – наш покровитель!” И на Аллаха пусть полагаются верующие!».
Основные виды поклонений в Исламе Пророк Мухаммад следующим образом раскрывает принципы Ислама: «Ислам опирается на пяти основных принципах: Свидетельствовать, что кроме Аллаха нет другого божества, а также Мухаммад его раб и посланник, совершать намаз, давать закят, совершить паломничество (хадж) в Каабу, держать пост в месяц Рамадан». Мусульманин должен быть чистоплотным во всех отношениях. Он должен в чистоте содержать свое тело, одежду, место своего проживания и место своего поклонения Всевышнему. Пища его должна быть разрешенной (халяль) по шариату (мусульманскому законодательству).
Полное омовение: сказав намерение, прополоскать рот и нос, вымыть все тело с ног до головы, не оставив сухого места. Полное омовение необходимо совершать после полового акта, менструации и родов у женщин и после принятия Ислама. Ислам уделяет большое значение чистоте. Пророк говорил: «Чистота – половина веры».
В Коране есть следующие строки: «Никогда не становитесь на молитву (о Мухаммад!) в этой мечети. Ведь мечеть, основанная на богобоязненности во имя Аллаха и ради Его благоволения, как мечеть Куба, достойнее, чтобы ты в ней совершал молитвы (салят). В ней - те, которые желают очищать свои души и сердца, выстаивая молитвы и искренне поклоняясь Аллаху. Поистине, Аллах любит и награждает тех, которые стремятся приблизиться к Нему очищением от грехов телесно и душевно!». Омовение Перед совершением намаза необходимо совершить омовение. Омовение включает в себя несколько обязательных действий: необходимо омыть лицо, руки по локти, провести влажной ладонью по голове и омыть ступни ног, включая щиколотки. Это обязательные условия, без которых омовение не действительно. Омовение – обязательное действие, необходимое для совершения намаза. Омовение портится в случае, когда человек поспит, сходит в туалет по большой или малой нужде, выпустит газ и еще при некоторых случаях. Для совершения намаза ему снова необходимо совершить омовение. «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Koгдa вы вcтaeтe нa мoлитвy, тo мoйтe вaши лицa и pyки дo лoктeй, oбтиpaйтe гoлoвy и нoги дo щикoлoтoк. (A ecли вы нe чиcты, тo oчищaйтecь; и ecли вы бoльны или в пyти, или ктo-нибyдь из вac пpишeл из oтxoжeгo мecтa, или вы кacaлиcь жeнщин и нe нaйдeтe вoды, тo oмывaйтecь xopoшo пecкoм, - oбтиpaйтe им cвoи лицa и pyки. Aллax нe xoчeт ycтpoить для вac тягoты, нo тoлькo xoчeт oчиcтить вac и чтoбы зaвepшить Cвoю милocть вaм, - мoжeт быть, вы бyдeтe блaгoдapны!)». Намаз Намаз – ежедневное пятикратное поклонение мусульманина. Намаз является второй обязанностью мусульманина после уверования. Намаз способствует духовному развитию человека и отдаляет его от плохих и греховных поступков. Одним из важнейших способов сближения с Всевышним является намаз. Совершаемый пять раз в день, он постоянно напоминает об Аллахе. Мусульманин на заре, в начале каждого нового дня, поминает Аллаха во время утреннего намаза. В середине дня мусульманин опять обращается к Всевышнему на полуденном намазе. В момент, когда мирские заботы начинают серьезно утомлять его, он совершает послеполуденный намаз. В конце дня он обновляет свою связь с Аллахом, совершая вечерний намаз. И, наконец, перед сном он попросит у Всевышнего помощи в ночном намазе. Пятничные молитвы (совершаемые по пятницам) и праздничные намазы предоставляют всем мусульманам возможность собираться вместе и поминать имя Всевышнего. Таким образом, мусульманин гармонично совмещает мирское и духовное, занимаясь как мирскими делами, так и религиозными. Вот что говорил пророк Мухаммад на эту тему: «Если бы у одного из вас напротив дома протекала река, и вы там мылись каждый день по пять раз, на вас осталась бы какая-нибудь грязь, как вы думаете?». Находившиеся рядом с ним его сподвижники ответили, что не останется. Тогда пророк Мухаммад сказал: «Это похоже на ситуацию с пятикратным намазом. Аллах очищает все наши погрешности между ними”». Пост В месяц Рамадан по мусульманскому летоисчислению каждый достигший зрелого возраста мусульманин обязан держать пост. Пост состоит в воздержании от употребления еды, воды и вступления в половые акты от наступления зари до заката солнца. Пост считается полезным в моральном, общественном, медицинском отношениях. Держащий пост человек учится терпеть, преодолевать сложности, становится более волевым, выносливым. Постящийся человек лучше понимает участь бедных и нищих. Как следствие, пост помогает приобрести такие высокие качества как сострадание, добродушие, такие возвышенные желания, как стремление помочь другим людям, быть им полезным. Пост помогает ценить имеющиеся блага, сторониться расточительства, дает возможность духовно возвышаться, развивать в себе силу воли, а также любовь, милосердие, доброжелательность к другим людям. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Для предписанного поста - месяц Рамадан. Он дорог Аллаху. В этот месяц был ниспослан Священный Коран с ясными знамениями и аятами, ведущими к благу, как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину ото лжи. Кто из вас в этот месяц находится дома, тот в продолжение его должен соблюдать пост; а тот, кто болен или находится в пути, может поститься столько же дней в другое время. Аллах не хочет для вас затруднения, а хочет облегчения, чтобы вы полностью выдержали пост и славили Аллаха за то, что Он направил вас прямым путём. Может быть, вы будете благодарны!». Закят «Закят» в переводе с арабского языка означает «очищение и увеличение». Закят помогает очиститься от грехов и приводит к изобилию. Ислам обязывает богатых выплачивать закят. Ислам не оставляет неимущих на попечении состоятельных людей, но они (неимущие) имеют право на закят с имущества богатых. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Мы их сделали пророками, призывавшими людей к прямому пути и к добрым деяниям. И по Нашему повелению стали они для людей руководителями и повели их за собой. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать молитву, давать закят (очистительную милостыню). И только Нам они смиренно поклонялись». «Милостыни – только для бедных, нищих, работающих над этим, - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по постановлению Аллаха. Аллах – Знающий, Мудрый!». «Дaвaй жe близкoмy eгo пpaвo, и бeднякy, и пyтникy. Этo - лyчшe для тex, кoтopыe жeлaют ликa Aллaxa. Oни - тe, кoтopыe cчacтливы».. «Дaющиe милocтыню из мyжчин и жeнщин и (тe, кoтopыe) дaли Aллaxy xopoший зaeм, - им бyдeт yдвoeнo и им - блaгopoднaя нaгpaдa».
Закят приближает к благоволению Аллаха, выстраивает правильное отношение к имуществу, давая возможность осознать, что имущество – это не цель, а всего лишь средство. Закят обеспечивает в обществе социальное согласие, социальное равновесие, пробуждает в людях милосердие и доброту. Обязанность выплачивать закят возлагается на разумных и достигших зрелого возраста мусульман, которые владеют имуществом равноценным примерно 90 граммам золота, при условии отсутствия задолженностей и за вычетом денег, необходимых для текущего жизнеобеспечения. Такие мусульмане обязаны платить бедным мусульманам в конце каждого года 2,5% или, иначе говоря, одну сороковую часть от всего своего имущества. Паломничество (хадж) Обряд хаджа заключается в посещении в определенное время года Каабы и других близлежащих святых мест, придерживаясь определенных порядков и правил. На каждого мусульманина, обладающего возможностями, возлагается обязанность раз в жизни совершить хадж. Каждый год миллионы мусульман из разных стран мира, отличающиеся по цвету кожи, языку, культуре, но объединенные единой целью, собираются для совершения хаджа. Хадж позволяет паломнику ощутить единство людей, познакомиться с представителями разных культур, одновременно и вместе со всеми поклоняться Аллаху, поминать Его имя. Во время хаджа мусульмане снимают свою повседневную одежду и обличаются в ихрам, что способствует осознанию равенства между мусульманами и единства всего мусульманского мира. Вот что говорит Всевышний Аллах по этому поводу в Коране: «Хадж - известные месяцы с времён пророка Ибрахима (мир ему!): шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджа. Кто совершает хадж в эти месяцы, должен соблюдать обряды хаджа, чтобы очистить свои души. Во время хаджа нельзя приближаться к женщинам (к этому относятся: половые сношения, поцелуи, разговоры на эти темы - всё это является грехом перед Аллахом). Грехом во время хаджа являются также распутство и препирательства. А о добре и благе, которые вы творите, знает Аллах и наградит вас за это. Ищите запас для будущей жизни в благочестии - лучший запас для богобоязненных! О вы, обладатели рассудка, бойтесь Аллаха и относитесь с благочестием к своим делам! Heт нa вac гpexa, ecли вы бyдeтe иcкaть милocти oт вaшeгo Гocпoдa. A кoгдa вы двинeтecь c Apaфaтa, тo пoминaйтe Aллaxa пpи зaпoвeднoм пaмятникe. И пoминaйтe Eгo, кaк Oн вывeл вac нa пpямoй пyть, xoтя дo этoгo вы были из зaблyждaющиxcя.Пoтoм двигaйтecь тaм жe, гдe двинyлиcь люди, и пpocитe y Aллaxa пpoщeния, - пoиcтинe, Aллax - Пpoщaющий, Милocepдный!».
Исламская этика Ислам придает большое значение хорошим нравам. Так, пророк Мухаммад говорил: «Среди мусульман совершенный в вере тот, кто совершенен в нравах. Самый благой тот, кто приносит благо своей семье». У пророка Мухаммада есть ряд высказываний о хорошем нраве. Вот, например, еще одно: «Любимейшими из вас и самыми близкими ко мне в судный день окажутся те, кто обладает самыми хорошими нравом». В Коране уделяется большое значение этике, справедливости, праведности, великодушию, милосердию, уважению к родителям, щедрости, чистосердечности, тактичности, толерантности, миру, любви и чести. Порицаются такие явления как: насилие, бесправие, террор, лицемерие, зависть, жадность, эгоизм, расточительство, гордость, вражда, инсинуация, брань и др. В Коране сказано: «Лукман сказал своему сыну: "О сынок мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, - даже весом с горчичное зерно - будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле - Аллах выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах! О сын мой! Совершай обрядовую молитву, зови к добру, удерживай от зла и терпи трудности. Следует беречь и следовать тому, что Аллах привёл в Своих заповедях. О сын мой! Не криви лицо перед людьми высокомерно и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит хвастливых гордецов!». «Неужели не удержатся эти неверные от ложных убеждений и веры и, раскаявшись, не вернутся к вере в Аллаха, и не обратятся к Аллаху, и не попросят Его простить их грехи? Поистине, Аллах Прощающ, Милостив!». «О вы, которые уверовали! Пусть одни мужчины из вас не издеваются над другими. Может быть, те, над которыми они смеются, лучше их у Аллаха. И пусть не издеваются верующие женщины над другими верующими женщинами. Может быть, те, над которыми они глумятся, лучше их у Аллаха. И не порочьте друг друга злословием и не зовите друг друга обидными, злыми прозвищами. Ведь очень скверно называть человека нечестивым, после того как он уверовал. А кто не откажется от того, что Аллах ему запретил, тот несправедлив к себе и к другим. Ведь он себе и другим причиняет зло».
Наилучший пример благонравия – это пророк Мухаммад. Он был очень скромен и великодушен. Приходя в какое-нибудь общество, он противился приветствию его людьми стоя, садился туда, где находил себе свободное место. И все это несмотря на то, что он был Посланником Аллаха, правителем государства. Для сравнения полезно вспомнить церемонии приветствий правителей, в особенности периода средневековья. Сподвижники считали за честь услужить пророку и сделать для него любую работу. Они очень любили его и были готовы, не задумываясь отдать за него свои жизни. Но Пророк все делал сам, всегда сам помогал своим женам по домашнему хозяйству. Он противился восхвалению и чрезмерно почтительному отношению к себе, получал удовольствие от возможности помочь бедным, обделенным, одиноким. Кушал и одевал, что имел, никогда не проявлял недовольства. Бывали дни, когда он ложился спать совершенно голодным. Все дела выполнял наилучшим образом. Пророк четко определял время на намаз, сон, встречу посетителей и гостей. Не проводил время впустую, старался каждую минутку проводить с пользой. Когда пророку Мухаммаду (мир ему) пришло первое откровение его жена, Хадиджа, сказала следующее: «Клянусь, Всевышний никогда не даст тебе повода устыдиться. Ты помогаешь своим родственникам и общине, вместо того чтобы думать о себе, чаще думаешь о нуждающихся в помощи, содействуешь бедным. Ты ухаживаешь за гостем и помогаешь всем, кто находится на праведном пути!».
Перечень некоторых принципов из исламской этики:
Хотеть для других того, чего желаешь для себя, и наоборот, не хотеть для других того, чего не желаешь для себя. Быть таким, каким выглядишь, и выглядеть так, какой ты есть.
К младшим – с любовью, к старшим – с уважением.
Прощать, быть великодушным, не искать недостатков у других.
Уметь сдерживать гнев.
Уметь держать данное слово, выполнять договоренности.
Оставаться на праведном пути.
Быть доверительным.
Сторониться гордыни и быть скромным.
Сторониться скупости, алчности и быть щедрым.
Быть терпеливым во всех отношениях.
Всегда быть справедливым.
Быть внимательным в сохранение материальной и духовной чистоты.
Быть внимательным в сохранение данного Аллахом здоровья.
Проводить свободное время в благих делах.
Грех – это поступок, запрещаемый Кораном и порицаемый Пророком. Покаяние – это признание своих ошибок, переживание чувства раскаяния, исправление своих поступков, повторное возвращение к Всевышнему. Покаяние – это избавление от противоречия предписаниям Аллаха в мыслях, чувствах и поступках, стремление продолжить свою жизнь под светом дозволений и запретов Всевышнего. Покаяние – это отказ от действия не только и не столько по причине внутренней неприязни к нему, а сколько по причине запрета его Всевышним, независимо от личного восприятия и отношения.
Каждый человек при покаянии искренен. Он серьезен в своем раскаянии настолько, насколько он способен. Вот что говорится в Коране по поводу настоящего покаяния: «О вы, которые уверовали! Искренне раскайтесь перед Аллахом в своих грехах. Может быть, ваш Господь простит вам ваши дурные деяния и введёт вас в райские сады, где текут реки между деревьями и дворцами, в тот День, когда Аллах возвысит достоинство пророка и тех, которые уверовали, последовав за ним; свет их идёт перед ними и от их правых десниц. Они говорят, ища благосклонности Аллаха: "Господи наш! Владыка наш! Заверши нам наш свет, чтобы мы шли верным путём к раю, и прости нам наши грехи! Ты властен над каждой вещью!"». Пророк Мухаммад как-то сказал: «Полностью отрешившийся от греха, как вовсе его не совершивший. Если Аллах полюбит одного из рабов своих, то никакой его грех не навредит ему». И добавил: «Несомненно, Аллах любит много кающихся и, покаявшись, очистившихся». На вопрос, что является признаком покаяния, он ответил: «Искреннее раскаяние».
Всевышний Аллах в Коране говорит, что простит любой совершенный мусульманином грех в случае его искреннего покаяния: «Кроме тех, которые обратились к Аллаху с покаянием, творили благое и разъясняли то, что скрывалось о посланнике и исламе. Аллах примет их покаяние и простит их грехи: ведь Он - Милостивый, Щадящий и прощает грехи людям!». «Неужели не удержатся эти неверные от ложных убеждений и веры и, раскаявшись, не вернутся к вере в Аллаха, и не обратятся к Аллаху, и не попросят Его простить их грехи? Поистине, Аллах Прощающ, Милостив!». «О вы, которые уверовали! Пусть одни мужчины из вас не издеваются над другими. Может быть, те, над которыми они смеются, лучше их у Аллаха. И пусть не издеваются верующие женщины над другими верующими женщинами. Может быть, те, над которыми они глумятся, лучше их у Аллаха. И не порочьте друг друга злословием и не зовите друг друга обидными, злыми прозвищами. Ведь очень скверно называть человека нечестивым, после того как он уверовал. А кто не откажется от того, что Аллах ему запретил, тот несправедлив к себе и к другим. Ведь он себе и другим причиняет зло».
Мольба – обращение немощного к Всемогущему с просьбой о помощи, слабого – к Великому. Совершается мольба словами или действиями, требует искренности, повиновения и подобающей формы при обращении. Таким образом, ду’а – это искреннее обращение немощного или человека к Всесильному и Вечному Аллаху. Сущность всех видов поклонений – мольба. Наука, по сей день с удивлением наблюдающая за результатами молитвы, не смогла объяснить ее. Молитва характеризуется как наднаучное, надразумное явление. А человечество тем временем молится с момента своего появления. Мольба – это не вымаливание того, чего хочется. Мольба помогает понять человеку свою немощность, слабость, бессилие перед Обладателем бесконечной силы. Во время молитвы человек предельно искренен и раскрывает весь свой внутренний мир перед знающим и понимающим Аллахом, остается один на один со своим истинным Другом. Поэтому молитва в первую очередь означает освобождение, очищение от плохих мыслей и чувств, и заполнение положительной энергией человеческой души.
Ду’а – это не шепот и не слова, а стоны сердца и боли души. В Коране сказано: «Пpизывaйтe вaшeгo Гocпoдa co cмиpeниeм и в тaйнe. Пoиcтинe, Oн нe любит пpecтyпaющиx! He пpoизвoдитe paccтpoйcтвa нa зeмлe пocлe ycтpoeния ee. Пpизывaйтe Eгo co cтpaxoм и yпoвaниeм; пoиcтинe, милocть Aллaxa близкa oт дoбpoдeющиx!». «Cкaжи: "Aллax нe oзaбoтилcя бы o вac, ecли бы нe вaшe вoззвaниe. Bы вeдь oбъявили лoжью, и тeпepь бyдeт этo для вac нeизбeжнo"».
Молиться можно в любом месте, в любое время, в любом положении. Коран и хадисы советуют испрашивать ду’а и покаяние на заре.
Пророк Мухаммад украшал все свои поклонения мольбой. Он часто плакал, совершая поклонения, мольбы, намазы, покаяния и прося что-нибудь у Аллаха. Отходя ото сна и приготавливаясь к намазу, он читал следующую ду’а: «О Аллах! Вся хвала принадлежит только Тебе. Ты – вечный владелец неба и земли и всего, что находится между ними, весь порядок и гармония в Твоих руках. Вся хвала принадлежит только Тебе. Ты – свет неба и земли и всего, что находиться между ними. Вся хвала принадлежит только Тебе. Ты – единственный владелец неба и земли и всего, что находиться между ними. Вся хвала принадлежит только Тебе. Ты – Истина, и все твои слова истинны. Увидеть тебя после смерти тоже истина. Твое слово – истина. Рай и ад тоже истинны. И пророки Твои истинны. Мухаммад тоже истинен. И судный день истинен. О Аллах! Только перед Тобой я преклоняюсь, только в Тебя я верую, только Тебе доверяю, только к Тебе я направлен, опираясь только на Твою помощь действовал я. Только Ты являешься судьей из нас двоих. О Аллах! Прости мне все мои грехи предыдущие и предстоящие, потаенные и явные. Ты единственный, кто выводит меня вперед и оставляет позади. О Аллах! Нет никого кроме Тебя достойного для поклонения. Сила и мощь есть, когда они опираются на Аллаха».
В заключение приведем слова пророка Мухаммада, сказавшего: «Не упускайте возможности помолиться, когда ваше сердце переполняется любовью и милосердием. Так как такое состояние сердца исходит от милости Аллаха».
Мустафа Кютюкчю имам- хатыб Московской Соборной мечети
|