В последнее время участились дискуссии о возможности и перспективах легализации многоженства в России. Для того, чтобы сформулировать позицию мусульман по этому вопросу, следует предварительно сделать некоторые разъяснения по поводу того, что понимается под браком в Исламе, и какие правила Шариата существуют в отношении многоженства.
В последнее время участились дискуссии о возможности и перспективах легализации многоженства в России. Для того, чтобы сформулировать позицию мусульман по этому вопросу, следует предварительно сделать некоторые разъяснения по поводу того, что понимается под браком в Исламе, и какие правила Шариата существуют в отношении многоженства.
Когда говорят, что Шариат предусматривает наказание за внебрачные отношения, человек неискушенный обычно думает, что речь идет о традиционно сложившемся в России понимании супружества, а именно: об официально зарегистрированном браке. Однако для того, чтобы интимная близость между мусульманами считалась дозволенной, в ЗАГС идти нет никакой необходимости. Достаточно пройти предписанный Шариатом обряд никяха (чтения брачного договора), который предельно прост и не требует существенных затрат времени и денег – в отличие от стандартной российской свадьбы, на которую порой годами копят деньги.
Для того, чтобы заключить законный шариатский брак, жениху и невесте достаточно произнести его формулу при свидетелях, состоящую из двух предложений. Вопреки распространенному стереотипу, для заключения никяха не обязательно идти в мечеть, равно как и не требуется, чтобы необходимые фразы произносил именно имам мечети.
Вступающие в брак могут сделать это сами – впрочем, некоторые пары все же предпочитают воспользоваться услугами человека, хорошо знающего исламское право и арабский язык. Однако, опять-таки, это может быть просто друг этих мусульман, а вовсе не представитель «официального духовенства» - тем более, что в Исламе в принципе не существует никакой церкви и духовенства.
Если все эти условия выполнены, никях считается действительным, и факт наличия или отсутствия штампа в паспорте не играет здесь никакой роли. В строгом смысле слова, регистрация брака в ЗАГС относится к категории безразличного (мубах), хотя ученые дают разные фетвы.
Кто-то считает эту процедуру желательной (мустахаб), полагая, что это побуждает супругов серьезнее относиться к браку, хотя, на мой взгляд, это слабое мнение, так как для искренних мусульман большее значение имеет никях.
Другие же полагают регистрацию брака в ЗАГС нежелательной (макрух), однако допустимой, если на то есть необходимость. В частности, это может пригодиться, если супружеская пара выезжает за границу на учебу или на ПМЖ, при решении юридических вопросов, связанных с имущественными делами, наследованием и т. д. Зачастую отметка об официальной регистрации брака помогает избежать некоторых правовых проблем.
Однако характер нежелательности придает не сам факт официальной регистрации брака, а скорее тот ореол, который создан вокруг этой процедуры в современном обществе. Вожделенный штамп воспринимается многими не как результат технической юридической процедуры, а как настоящий идол, овеянный сенью сакральности.
Этот штамп наделяется мистической силой, способной легитимизировать интимную связь в глазах общества и государства. Нетрудно понять, что за таким восприятием «узаконивания отношений» перед священной тетенькой с высокой кудельковой прической, похожей на верблюжий горб, кроется поклонение Государству, Власти, Обществу, что с точки зрения Ислама недопустимо.
Крайне неприятна и вся система обрядов «русского адата», сложившаяся вокруг церемонии святого узаконивания супружеских уз перед лицом карикатурных чиновников. Невесты в платьях, похожие на торты со взбитыми сливками, пошлые ленточки и пресловутая безвкусная кукла на машине, противный рев сигналящих автомобилей – все это стало золотым стандартом обывателя. Пышные банкеты в дорогих ресторанах, дизайнерские наряды, на которые тратятся огромные средства, также сомнительны с точки зрения Шариата.
К сожалению, многие мусульмане сейчас начинают увлекаться подобными традициями, считая их едва ли не обязательными, позволяющими «не ударить в грязь лицом» перед «окружающими», т.к. «все должно быть как у людей».
В действительности в Исламе молодожены сами решают, праздновать им свадьбу или нет. Достаточно ограничиться никяхом, торжество считается желательным (сунна) и его возможно отложить на более поздний срок. Здесь мусульманам предоставляется свобода принятия решения.
Соответственно, проблему легализации многоженства следует рассматривать в контексте всего выше сказанного. По Шариату, у мусульманина может быть одновременно четыре жены, при этом он должен уделять им равное внимание и выполнять свои супружеские обязанности по отношению к каждой из них. В остальном же брак со второй и т.д. женой регулируется теми же правилами.
Но каков статус полигамной мусульманской семьи в современной России? С одной стороны, отсутствие возможности официально зарегистрировать отношения со второй женой не препятствует заключению никяха с несколькими женщинами, поскольку брак, оформленный в ЗАГС, сам по себе автоматически не может считаться шариатским, и наоборот: для того, чтобы исламский брачный контракт считался законным, ЗАГС, в принципе, не нужен.
В настоящее время также возможно присвоение ребенку фамилии и отчества отца, даже если он не состоит в официальном браке с матерью этого ребенка. Права же жены, с которой не оформлен брак в ЗАГСе, можно закрепить нотариально.
Поэтому права всех жен можно защитить – в отличие от детей вторых жен в Турции, которым исламофобские власти отказывают даже в гражданстве.
В России есть мусульманские полигамные семьи. В основном они распространены среди кавказских мужчин (ингушей, дагестанцев), а также приезжих арабов, в супруги же они выбирают мусульманок разных национальностей – татарок, русских, представительниц своего народа. Хотя последнее время такого рода браки встречаются все чаще и среди татар.
С другой стороны, заключение официального брака в ЗАГС все же дает некоторые объективные юридические привилегии. В случае, если все жены с точки зрения нешариатского российского законодательства являются гражданскими, почвы для ущемления прав одной из них в пользу другой обычно не возникает – если сам мужчина не проявляет несправедливости по собственной вине.
Однако представим себе ситуацию, когда семья планирует временный выезд за рубеж на длительный срок, и с одной из жен у мусульманина брак официально зарегистрирован. В таком случае он вынужден оставить дома других своих супруг, ибо по гражданскому законодательству они не считаются женами. А это чревато нарушением их прав, гарантированных Шариатом, в конкретной жизненной ситуации.
Суммируя все сказанное, мы можем сделать вывод, что официальное узаконивание многоженства хоть и не является для мусульман России экстренной и жизненно важной необходимостью, однако желательно, ибо оно может принести облегчение и некоторые дополнительные преимущества исламским семьям.
Анастасия Ежова
Источник Islam.ru
|