Tatarmoscow.Ru
Надо ли узаконить многоженство в России? PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Ислам - Статьи
Автор: Administrator   
15.12.2005 00:00
В последнее время участились дискуссии о возможности и перспективах легализации многоженства в России. Для того, чтобы сформулировать позицию мусульман по этому вопросу, следует предварительно сделать некоторые разъяснения по поводу того, что понимается под браком в Исламе, и какие правила Шариата существуют в отношении многоженства.
В последнее время участились дискуссии о возможности и перспективах легализации многоженства в России. Для того, чтобы сформулировать позицию мусульман по этому вопросу, следует предварительно сделать некоторые разъяснения по поводу того, что понимается под браком в Исламе, и какие правила Шариата существуют в отношении многоженства.

Когда говорят, что Шариат предусматривает наказание за внебрачные отношения, человек неискушенный обычно думает, что речь идет о традиционно сложившемся в России понимании супружества, а именно: об официально зарегистрированном браке. Однако для того, чтобы интимная близость между мусульманами считалась дозволенной, в ЗАГС идти нет никакой необходимости. Достаточно пройти предписанный Шариатом обряд никяха (чтения брачного договора), который предельно прост и не требует существенных затрат времени и денег – в отличие от стандартной российской свадьбы, на которую порой годами копят деньги.

Для того, чтобы заключить законный шариатский брак, жениху и невесте достаточно произнести его формулу при свидетелях, состоящую из двух предложений. Вопреки распространенному стереотипу, для заключения никяха не обязательно идти в мечеть, равно как и не требуется, чтобы необходимые фразы произносил именно имам мечети.

Вступающие в брак могут сделать это сами – впрочем, некоторые пары все же предпочитают воспользоваться услугами человека, хорошо знающего исламское право и арабский язык. Однако, опять-таки, это может быть просто друг этих мусульман, а вовсе не представитель «официального духовенства» - тем более, что в Исламе в принципе не существует никакой церкви и духовенства.

Если все эти условия выполнены, никях считается действительным, и факт наличия или отсутствия штампа в паспорте не играет здесь никакой роли. В строгом смысле слова, регистрация брака в ЗАГС относится к категории безразличного (мубах), хотя ученые дают разные фетвы.

Кто-то считает эту процедуру желательной (мустахаб), полагая, что это побуждает супругов серьезнее относиться к браку, хотя, на мой взгляд, это слабое мнение, так как для искренних мусульман большее значение имеет никях.

Другие же полагают регистрацию брака в ЗАГС нежелательной (макрух), однако допустимой, если на то есть необходимость. В частности, это может пригодиться, если супружеская пара выезжает за границу на учебу или на ПМЖ, при решении юридических вопросов, связанных с имущественными делами, наследованием и т. д. Зачастую отметка об официальной регистрации брака помогает избежать некоторых правовых проблем.

Однако характер нежелательности придает не сам факт официальной регистрации брака, а скорее тот ореол, который создан вокруг этой процедуры в современном обществе. Вожделенный штамп воспринимается многими не как результат технической юридической процедуры, а как настоящий идол, овеянный сенью сакральности.

Этот штамп наделяется мистической силой, способной легитимизировать интимную связь в глазах общества и государства. Нетрудно понять, что за таким восприятием «узаконивания отношений» перед священной тетенькой с высокой кудельковой прической, похожей на верблюжий горб, кроется поклонение Государству, Власти, Обществу, что с точки зрения Ислама недопустимо.

Крайне неприятна и вся система обрядов «русского адата», сложившаяся вокруг церемонии святого узаконивания супружеских уз перед лицом карикатурных чиновников. Невесты в платьях, похожие на торты со взбитыми сливками, пошлые ленточки и пресловутая безвкусная кукла на машине, противный рев сигналящих автомобилей – все это стало золотым стандартом обывателя. Пышные банкеты в дорогих ресторанах, дизайнерские наряды, на которые тратятся огромные средства, также сомнительны с точки зрения Шариата.

К сожалению, многие мусульмане сейчас начинают увлекаться подобными традициями, считая их едва ли не обязательными, позволяющими «не ударить в грязь лицом» перед «окружающими», т.к. «все должно быть как у людей».

В действительности в Исламе молодожены сами решают, праздновать им свадьбу или нет. Достаточно ограничиться никяхом, торжество считается желательным (сунна) и его возможно отложить на более поздний срок. Здесь мусульманам предоставляется свобода принятия решения.

Соответственно, проблему легализации многоженства следует рассматривать в контексте всего выше сказанного. По Шариату, у мусульманина может быть одновременно четыре жены, при этом он должен уделять им равное внимание и выполнять свои супружеские обязанности по отношению к каждой из них. В остальном же брак со второй и т.д. женой регулируется теми же правилами.

Но каков статус полигамной мусульманской семьи в современной России? С одной стороны, отсутствие возможности официально зарегистрировать отношения со второй женой не препятствует заключению никяха с несколькими женщинами, поскольку брак, оформленный в ЗАГС, сам по себе автоматически не может считаться шариатским, и наоборот: для того, чтобы исламский брачный контракт считался законным, ЗАГС, в принципе, не нужен.

В настоящее время также возможно присвоение ребенку фамилии и отчества отца, даже если он не состоит в официальном браке с матерью этого ребенка. Права же жены, с которой не оформлен брак в ЗАГСе, можно закрепить нотариально.

Поэтому права всех жен можно защитить – в отличие от детей вторых жен в Турции, которым исламофобские власти отказывают даже в гражданстве.

В России есть мусульманские полигамные семьи. В основном они распространены среди кавказских мужчин (ингушей, дагестанцев), а также приезжих арабов, в супруги же они выбирают мусульманок разных национальностей – татарок, русских, представительниц своего народа. Хотя последнее время такого рода браки встречаются все чаще и среди татар.

С другой стороны, заключение официального брака в ЗАГС все же дает некоторые объективные юридические привилегии. В случае, если все жены с точки зрения нешариатского российского законодательства являются гражданскими, почвы для ущемления прав одной из них в пользу другой обычно не возникает – если сам мужчина не проявляет несправедливости по собственной вине.

Однако представим себе ситуацию, когда семья планирует временный выезд за рубеж на длительный срок, и с одной из жен у мусульманина брак официально зарегистрирован. В таком случае он вынужден оставить дома других своих супруг, ибо по гражданскому законодательству они не считаются женами. А это чревато нарушением их прав, гарантированных Шариатом, в конкретной жизненной ситуации.

Суммируя все сказанное, мы можем сделать вывод, что официальное узаконивание многоженства хоть и не является для мусульман России экстренной и жизненно важной необходимостью, однако желательно, ибо оно может принести облегчение и некоторые дополнительные преимущества исламским семьям.

Анастасия Ежова

Источник Islam.ru

 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка