В России не бывает «бывших политиков» — в любой момент персонаж, уже давно списанный на покой, может быть востребован при изменившихся обстоятельствах. К числу политических деятелей в нашей стране, без всякого сомнения, принадлежат и ведущие религиозные лица, из числа иерархов как РПЦ МП, так и прочих «традиционных конфессий». Самым «традиционным» представителем одной из таких конфессий — Ислама — является «верховный муфтий Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) Святой Руси-России», Шейх-Улла Талгат-хазрат Таджутдин.
В России не бывает «бывших политиков» — в любой момент персонаж, уже давно списанный на покой, может быть востребован при изменившихся обстоятельствах. К числу политических деятелей в нашей стране, без всякого сомнения, принадлежат и ведущие религиозные лица, из числа иерархов как РПЦ МП, так и прочих «традиционных конфессий». Самым «традиционным» представителем одной из таких конфессий — Ислама — является «верховный муфтий Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) Святой Руси-России», Шейх-Улла Талгат-хазрат Таджутдин.
Официальная титулатура муфтия вызывает смешанные чувства; однако еще больше сомнений в душу и правоверного, и неверного, и даже еретика проникает после ознакомления с текстами выступления Т. Таджутдина. В последнее время явственно участились — причем не где-либо, а в Татарстане — республике, которая и возглавила процесс дробления некогда единого Духовного управления мусульман Европейской части СССР/СНГ и Сибири (ДУМЕС) во главе с бессменным вот уже на протяжении почти 27 лет Т. Таджутдином. Именно татарские национальные деятели под лозунгом «даешь собственное Духовное управление мусульман в Казани!» спровоцировали раскол ДУМЕС. ДУМ Татарстана стало передовым эшелоном и своеобразным символом самостоятельности от Уфы мусульманских структур по всей России. Хотя муфтий ДУМЕС-ЦДУМ предпринимал некоторые попытки по преодолению раскола, пытаясь привлечь к этой проблеме и внимание руководства Татарстана, происходил, скорее, обратный процесс: президент РТ М.Ш. Шаймиев использовал теряющего влияние муфтия Т. Таджутдина для того, чтобы «пристегнуть» главу республиканского ДУМ Г. Исхакова, который на почве тесной связи с аравийскими шейхами чуть не почувствовал больше самостоятельности, чем было ему «выделено» со стороны Казанского кремля. Однако ни о каком «сближении» мусульман Татарстана с ЦДУМ в Казани никогда речи не шло: слишком скандальными были объявления джихада Америке и слишком ярко еще стояли в памяти экуменические символы на витражах мечети «Тауба» в Набережных Челнах, собственно и спровоцировавших раскол ДУМЕС. Но… Никогда не говори «никогда»! вот уже почти полгода муфтий ЦДУМ является званым гостем в Казани (где, как всем хорошо известно, любые подобные шаги предпринимаются по личному указанию «Бабая»), и, более того, в течение тех же пяти-шести месяцев авторитет муфтия Татарстана Г. Исхакова полностью растаял, испарившись как по мановению волшебной палочки. Что же это за игры вокруг фигуры Шейх-Уллы Талгата-хазрата? Уж не посох ли муфтия, являющийся «антенной», с помощью которой он «связывается» со Всевышним, так привлек внимание его антогонистов и вчерашних непримиримых оппонентов из Казанского кремля, до сего дня полностью самостоятельных в вопросах организации мусульманской общины? II Для того, чтобы оценить «масштабность» фигуры Т. Таджутдина, надо все же — для начала — проникнуться той неизмеримой «глубиной» его речей, которая так завораживает и будоражит публику. В качестве примера приведем выдержки из выступления муфтия, озвученного на конференции в РИУ 14 ноября 2006 г. «Позвольте пожелать мира — мира Татарстану, Великой России, … мира Чечне [в зале находились гости из Чечни] — но только в составе России, а пока на флаге будет волк, мира в Чечне не будет. Пусть Всевышний простит всем нам грехи — за годы государственного атеизма, за все прошлое… У нас только три дня: [из них] вчерашний уже прошел, есть сегодняшний и завтрашний — а что будет завтра, никто не знает… Все кажется, что Судный день уже приближается, и не дай Бог нам и нашим детям застать его… Уставы и образовательные программы учебных заведений [конференция была посвящена инновациям в системе исламского религиозного образования] — чепуха, если они не берут из Священных писаний: Торы, Евангелия и Корана. Для мусульман Тора и Евангелие — такие же священные писания, и мы не должны ограничиваться только Кораном, хотя и ставим его на первое место. …Если бы у нас был коммунизм как в Китае [имеется в виду экономическое и социальное благосостояние страны], мы бы не допустили перестройку и давно свернули шею Горбачеву… Считайте сами, сколько получится китайцев [когда китайцы ринутся в Россию], если каждый возьмет по четыре жены, как в Исламе положено?.. Америка — международная тюрьма всего мира, большая шайка… [А ведь] президент Америки приносит присягу на Библии. А президент Татарстана не может клясться на Коране, и президент Башкортостана не может клясться на Коране. Почему нельзя и Президенту России клясться на всех Писаниях — Библии и Коране, а Конституцию положить сверху или снизу… лучше снизу… Он должен быть богопомазанником. Хоть «царь» его называй, хоть — «президент». Владимир Путин — наш богопомазанник. Он держит ношу, возложенную на него Богом и народом, и не может держать эту ношу дальше. Тем более несколько миллионов россиян каждый год уходит из жизни… Меньше народу — больше кислороду… Его святейшество патриарх Алексий Сказал, что русская православная церковь подготовит один документ [касательно преподавания религии в школе], а мусульмане должны присоединиться. И все вместе должны, а то Совет муфтиев России — одно [предлагает], казанцы — другое. Я дольше всех на этом посту, уже 27 лет — муфтий, я Шейх-Аллах, старец Божий… Преподавать основы религии [очевидно, по новому документу] будет не батюшка, не мулла, не раввин, не хамбо-ламбо… бандит [муфтий, вероятно, имеет в виду Пандита хамбо-ламу, главу Буддийской традиционной сангхи России] — а преподаватель… Преподаватели из-за границы — это [как] птичий грипп, они ждут, когда помрут старшие руководители [имамы мусульман, пожилые муллы] — бывшие парторги и коммунисты… Сегодня вторник — сегодня серьезным делом заниматься нельзя, потому что в этот день Каин убил Авеля. Надо собраться в следующую среду — все муфтии [должны собраться], и обсудить, нужны ли нам преподаватели из Судана, Саудовской Аравии и африканских саванн… А то нам самим нужен будет саван. Хотя Каин убил Авеля, это [вторник] все-таки для нас праздник, потому что истина восторжествовала. И каждый день, когда мы не грешим — для нас это ‘ид [араб. праздник]… [После выступления другого оратора на тему исламского религиозного профессионального образования]. По поводу платков для женщин хотелось бы добавить. Есть хадис Пророка (мир ему) — «сегодня если вы будете исполнять [из предписанного] только 90 процентов, но не будете исполнять 10 процентов — попадете в Ад. Но придет время [накануне Судного дня], когда вы будете исполнять [из предписанного] только 10 процентов, и не будете исполнять 90 процентов — и попадете в Рай». [Так что] если вы разрежете ваш платок и завяжете 10 процентов от него на шею или же, если не хотите разрезать, то в 10 раз свернуть и повязать на шею. А уже когда придете в мечеть, то одевайте его, как шахидка [имеется в виду правильное покрытие головы хиджабом]. Тогда будет правильно. И еще… Раз Ислам разрешен [в России], то можно внести в закон [разрешение мужчине] брать до четырех жен. И страна будет процветать, и Пророк (мир ему) сказал, что “перед концом света по 50 женщин будет плестись за одним мужчиной” [уговаривая его взять их в жены], и если они хотя бы понюхают шнурки от ботинок [этого мужчины], то, может, хоть от этого залетят». III Вот такой поток сознания клокочет и изливается с каждым визитом муфтия в Татарстан все сильнее и обильнее. Зачем же Минтимер Шарипович сделал ставку на этого «старца Божьего»? Попробуем связать одну из причин происходящего с некими финансовыми потоками, завязанными на Москве. По слухам, некий Фонд может аккумулировать немало «арабских» и «мусульманских» денег — возможно, это связано с преддверием важных перемен в государстве в ходе выборов 2007-2008 гг. Шаймиеву намекнули на то, что не только ряд имамов Татарстана, но и целая плеяда имамов из СМР не могут рассчитывать на этот «подарок судьбы». «Старец Божий», пропагандирующий экуменизм и тесно связанный с РПЦ МП, несмотря на всю его одиозность и неприемлемость с точки зрения «татарстанского суверенитета» — одна из немногих фигур в современном российском Исламе, безоговорочно поддерживающая клерикальное развитие государства. Подтверждением тому, что движение упомянутых финансовых потоков уже началось, является создание д.и.н. В.Наумкиным Центра арабских и исламских исследований (ЦАИИ) во главе с почетным председателем М.Шаймиевым. Очевидно, что за громкими проектами ЦАИИ — «консолидацией усилий» известных арабистов и исламоведов, распространением «правильных знаний» об арабском мире и Исламе, 20-томной «Золотой исламской библиотекой», новым исламоведческим (немусульманским, разумеется) сайтом, и т.д. — скрывается надежда на огромное финансирование. Однако финансирование еще не началось; об этом можно судить по следующему раскладу: сегодня в реальных силах ЦАИИ — только переиздания монографии Т.Ибрагима по сире и книга по «благожелательному православному взгляду на ислам», а также пустой по сути сайт. Видимо, в движениях вокруг загадочного Фонда и скрыты причины не только острой востребованности муфтия ЦДУМ в Казани, но и четко наметившееся отторжение татарстанской властью (читай — Бабаем) председателя Совета муфтиев России Р.Гайнутдина, других видных деятелей СМР: собственного муфтия Г.Исхакова, нижегородского имама У.Идрисова и др. Кстати, несколько неожиданными со стороны выглядят многочисленные в последнее время реверансы Татарстана перед полпредством президента в ПФО, помимо всего прочего направленные и на «переориентацию» новой мусульманской «волны» из Нижнего Новгорода (где развел бурную деятельность видный критик бюрократов, казнокрадов и лицемеров от чиновничества У.Идрисов) в Казань. Возможно, за этим также скрывается желание отдельных деятелей из полпредства ПФО поучаствовать в деятельности Фонда — как минимум, на правах партнеров Казанского кремля. Есть веские основания полагать, что все последние заявления высоких федеральных чиновников, не исключая силовиков, о необходимости то построить крупную мечеть в Поволжье (как будто таких мечетей пока еще нет), то срочно организовать новый исламский вуз где-нибудь в Казани, Уфе или на Кавказе (невзирая на уже существующие), который должен в одночасье решить проблему исламского экстремизма — ни что иное, как игра по-крупному: Фонд должен аккумулировать, для начала, порядка полмиллиарда долларов. Вероятно, ближайшее время покажет, какие еще игроки на этом поле остаются пока что «вне игры». Аналитический центр «Амаль»
|