Tatarmoscow.Ru
Что такое Сабантуй PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Культура и традиции татар - Обычаи и праздники татар
Автор: Administrator   
08.06.2006 00:00
Трудно определить точное время возникновения Сабантуя. Ясно лишь, что он родился и развивался вместе с формированием татарского народа, в пору, когда его основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие. Из праздника отдельной этнографической группы в ХХ веке Сабантуй превратился в общетатарский праздник, который отмечается повсюду, где живут татары. Рауфа Уразманова
кандидат исторических наук, старший
научный сотрудник Института истории
Академии наук Республики
Татарстан



Сабантуй


Трудно определить точное время возникновения Сабантуя. Ясно лишь, что он родился и развивался вместе с формированием татарского народа, в пору, когда его основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие. Из праздника отдельной этнографической группы в ХХ веке Сабантуй превратился в общетатарский праздник, который отмечается повсюду, где живут татары.

Века отшлифовывали форму проведения Сабантуя. Он порождён народом и воплощает народную этику, вкусы народа, его давние традиции и его изобретательность. Изначально "негромкий" сельский праздник, стал ярким и масштабным празднеством. И это замечательно. Но вместе с тем усиливается опасность "размывания" особых красок народного праздника, его национального смысла.
Ещё в начале ХХ века на страницах татарских газет развернулась целая дискуссия: нужны ли татарам джиен и Сабантуй? Религиозные деятели, особенно традиционалисты-академисты говорили, что эти праздники ведут к распространению пьянства, и призывали ограничиться лишь сугубо религиозными обрядами. Но народ тогда не дал в обиду свой Сабантуй. Правда, в совесткое время Сабантуй объединили с джиеном, внесли в него элементы советской идеологии, но в основе своей Сабантуй выжил.

Сабантуй испокон веков отмечался как встреча весны. Радуясь наступлению мусульманского Нового года, его праздновали перед началом самой важной для земледельца работы — сева яровых культур. Когда появлялись всходы, собирали джиен — гостевой праздник. Существовала очерёдность: скажем, утром жители округи гостевали в одной деревне, после обеда — в другой. Это для того, чтобы все в округе имели возможность побывать на состязаниях соседей. И вот в советское время весенний Сабантуй и летний джиен соединились. Я долго и тщетно искала документы, зафиксировавшие этот момент. Что это было: постановление обкома партии или что-то другое? Оказывается, всего лишь рекомендация обкома в виде газетной заметки: приурочить народный праздник Сабантуй и джиен ко Дню республики, который отмечался 25 июня. И этого оказалось достаточно. Так Сабантуй из самопроизводящего элемента культуры превратился в регулируемый. В Татарстане и сейчас объявляется единая дата проведения его для деревень, райцентров, затем — дата для крупных городов, а также дата завершающего Сабантуя в столице Республики — Казани.

Итак, мы довольно легко перешли на летний Сабантуй, утратив его суть как весеннего праздника. Если для большинства городских татар это прошло безболезненно, то сельские жители, мне кажется, потеряли очень многое. Ведь на селе встреча весны для тех, чья жизнь и работа связаны с землёй и природным циклом, Сабантуй — средство бесценного общения, осмысления простой и великой истины: я — не один.

У нас в деревнях испокон веков было принято: это одежда рабочая, а это одежда выходная. Во время экспедиции я как-то попала в семью передовой доярки. В то время был в моде кримплен, он только появился и был страшным дефицитом. И передовикам сельского хозяйства давали в награду отрезы. Доярка шила себе наряды сама. Она открыла шифоньер, показывая не без гордости: мол, посмотри, сколько у меня всего. А потом добавила с грустью: одеть некуда, свадеб мало, праздников нет, одна работа.

Мы утеряли ожидаемость праздника, подготовительный этап к нему. Один день увеселений не может дать такого удовлетворения. Раньше татары задолго готовились к Сабантую — покупались продукты для праздничного стола, готовились подарки, продумывалось, что люди оденут. Человек обязательно примеривался: ага, вот он обязательно будет участвовать в скачках или в бегах, потому что у него это ловко получается. Не говоря уже о том, что выскабливался до идеальной чистоты весь дом и двор, и даже за воротами.

А непосредственно праздничные приготовления начинались с "карга боткасы" (или зэрэ боткасы — грачиная каша). Праздник один, а названия в каждой местности разные. Это дарило людям гордость, ощущение того, что это — своё. В этом и заключается народная психология.

Сначала дети шли по деревне и собирали крупу. Затем красили яйца. Целым событием был для них сам процесс окрашивания. Однажды мы проводили в одной из казанских школ в качестве эксперимента Навруз. Перед этим праздником тоже полагается красить яйца. Ученики принесли из дома по мешочку луковой шелухи. В каждом классе была электрическая плита. Вы бы видели восторг детей от самой процедуры! Одна девочка, чтобы не потерять в общей массе своё яйцо, обмотала его резиночкой с волос. Когда вынули яичко, оно оказалось с узором. Что тут началось: и другие девочки срочно стали искать хоть что-нибудь, чтобы выделить свои яйца. Вот где фантазия, творчество!

Крашеные яйца дети собирали и по домам. Обряд назывался йомырка коне (день яйца). Сам процесс сбора яиц будоражил всю деревню.
Во-первых, всех волновало, кто же первым зайдёт в твой дом. У татар говорят — аягы жинел (буквально — лёгкая нога). Человек лёгкой ноги принесёт в дом счастье, удачу, благополучие. Например, у чепецких татар на севере Удмуртии и в Кировской области специально приглашали какую-нибудь Марьям апа, у которой "лёгкая нога": зайди уж к нам, пожалуйста, пораньше. Там же в деревнях очень строго придерживались правила: если человек болеет или калека, то он вообще в этот день старался не выходить из дома. У кряшен если первым заходил ребёнок, его тут же сажали на подушку, которая лежала на пороге. Наблюдали: если ребенок не егозит — выведут курочек, а если ребёнку не сидится, норовит встать поскорее — уродятся петушки...

К сожалению, этот обряд, как и многие другие, утрачен в большинстве татарских деревень. В советское время работники народного образования, решив, что сбор крупы и яиц — это побирательство, объявили ему войну.


В 1959 году я, только что закончив пединститут, попала по распределению в одну из мишарских деревень Пензенской области. В один из предпраздничных дней детишки принесли в школу яйца. Я с радостью захожу в учительскую и говорю: "йомарка коне!" Так вот, старшие коллеги отчитали меня как провинившуюся девчушку…

Между тем, в народных обрядах заложена большая воспитательная сила. Вот представьте: детвора собирается гурьбой для сбора крупы и яиц. В компании все смелые. Но обязательно выявляется лидер. Дети идут по деревне и скандируют шутки-прибаутки. В деревне Нижние Шуни (Вятско-Полянский район Кировской области) одна бабушка вспомнила такую закличку:

"Дэр-дэр, дэрэгэ,
Иртэн торып, берсе конгэ сорэнгэ
Сорэн суккан — бай булган,
Тэмэке тарткан — юк булган.
Хай-хай-хай, дилэр
Гали абзый бай, дилэр,
Берэр кашык май дилэр!

("Дарь-дарь, на дарю. Через день — сорэнь. Кто участвует в сорэнь — будет богатым, кто курит — будет бедным. Хай-хай-хай, говорят, дядюшка Гали богатый, говорят, ложку масла дай, говорят"). Р.Мухаметзяновым записана такая закличка:

"Карга эйтэ: кар, кар
Туем житте, барр, барр,
Ярма, кукэй алып бар,
Сот маенны салып бар,
Эпэй, итен алып бар,
Барр, барр, барр"

("Ворона говорит: кар, кар, настало моё пиршество, приходи, приходи, крупу, яйца приноси, молока, масла приноси, хлеба, мяса приноси, приходи, приходи, приходи").

Дети высказывали в каждом доме разные пожелания, придуманные ими самими. Прозвучит удачный, остроумный стих — значит, хозяин больше даст. А быть жадным в ауле было позором.

После детей выезжали верхом на лошадях собирать яйца юноши, тоже ватагой и с песнями. Обряд назывался "Сорэн сугу". Но хозяйки все покрашенные яйца уже раздали. Значит, парням достанутся уже только сырые. Яйца собирали в плетёную кошёлку. Когда миновали последний дом, самый ловкий выхватывал эту кошёлку и пускался вскачь от других. А вечером нередко устраивался мальчишник, на который собирались только те, кто начинал женихаться. Здесь боролись, плясали, пели.

Одна старенькая бабушка рассказала мне интересную историю. Во время "Сорэн сугу" девушке разрешалось преподнести понравившемуся юноше узелок с яйцами. Главная ценность этого узелка была в девичьем платочке. Девушка таким образом выражала свою симпатию. Понятно, юноша, получивший такой узелок, был на седьмом небе. Но вот один из джигитов, активно ухаживавший за местной красавицей, предательски переметнулся к другой. Красавица оказалась ещё и умницей: она просто принародно подарила джигиту узелок с яйцами, однако потом все увидели: сверху — яйцо, а под ним камушки...

Сейчас во многих местах все хлопоты по подготовке к Сабантую переложили на плечи клубных работников, членов сельсовета, а ещё чаще буквально выбивают подарки у спонсоров. Но ведь народные традиции совершенно другие. В Заказанье, например, по домам ходили зрелые мужчины, ходили с шестом, а то и с двумя. К этому шесту и привешивали подаренные платки, ленты, чулки. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте. В Кукморском районе Татарстана подарки собирали пешие юноши. Их грудь украшали крест-накрест завязанные полотенца, к которым привязывали подарки. К концу обхода улиц эти юноши выглядели как нарядные ёлки. В начале 60-х годов я бывала в деревне "Зяй-Каратай" Лениногорского района Татарстана. Там юноши собирали будущие призы для Сабантуя верхом на лошадях. Самым ценным среди подарков был платок или полотенце, сотканное или вышитое молодушкой: по нему судили об её умении: "нинди булган кыз!" За самые щедрые (не обязательно дорогие) подарки благодарили публично. Умели благодарить, умели прилюдно похвалить!
И вот кульминация праздника — майдан. Он длился один день. Место проведения каждый год меняли. Проводили Сабантуй в той части полей, где нынче были пары. Очень мудрое решение. Я с ужасом вспоминаю один случай в Бавлах в конце 60-х. Мне пришлось поездить по районам с предпраздничными совещаниями-консультациями. Уже яровые взошли. Так вот, в одном колхозе специально для конных скачек "вырезали" по ним в поле дорожку. Наверное, и сейчас такое встречается. Ведь в некоторых районах проводят Сабантуй с такой помпой! Устанавливают трибуны с флажками и фонарями, отдельную трибуну для почётных гостей и особый буфет для них. А ведь Сабантуй всегда был демократичным! Особая роль на праздничном майдане отводилась только аксакалам. Аксакал — это уважаемый на селе человек, к слову которого прислушиваются. Сейчас, когда мы, выезжая в экспедиции, говорим об этом, нам отвечают: а их нет. Где взять мудрых непьющих стариков?! В былые времена они следили за порядком во время Сабантуя, за ними было последнее слово в выявлении батыра.
С какого момента на наших сабантуях стали пить? Ведь раньше никаких торговых точек на этом празднике вообще не было. Скачки прошли — народ расходился по домам. Люди чай пили, а через часок вновь собирались на майдане. Продуктовые палатки — это явление эпохи повальных дефицитов, когда негде было купить хороших конфет, пряников. Правда, во время джиена устраивали продажу: специально приезжали купцы, коробейники со своим товаром. Юноша мог девушке купить платок, ленту, орехи. Ароматный "кызыл билле пряник" каждая деревенская бабушка помнит. К этому дню каждый ребенок копил денежку…

Сегодняшний Сабантуй нередко выливается в погоню за ценными призами. Уж очень дорогие подарки! Когда это превращается в самоцель, когда на майдан выходят профессиональные спортсмены-разрядники, а человек, не имеющий разряда, уже не решается выйти на майдан, это не общенародный праздник, а спортивное мероприятие. Меняется сама природа праздника, он становится зрелищем для народа, а не праздником самого народа. А это вовсе не Сабантуй!

Конечно, появилось и много интересного. Некоторые состязания воспринимаются сегодня как традиционные, хотя появились они в ХХ веке. Например, бег в мешках, с коромыслом на плечах, с яйцом в ложке, лазание по шесту, борьба на бревне с мешками. Эти шуточные соревнования пришли к нам с русских ярмарок и из балаганов. А прижились именно потому, что преумножили возможности для участия людей в праздничном действии — в частности, женщин. Были попытки внедрить в Сабантуй шахматы и шашки, но от них отказались. И, по-моему, правильно сделали: не стоит разбивать участников Сабантуя, ведь это — общий, коллективный праздник.
И ещё: во всём должна быть мера. К примеру, отыскать монету в катыке, окунувшись в него лицом, может быть и весело, но и неприглядно. Я во многих регионах опросила стариков и они в один голос утверждают: это не народная традиция.

Народные традиции — это завещанное нашими предками национальное богатство. А к заветам надо относиться бережно и с умом. Нет спора: время вносит в традиции свои веяния. Но их, эти веяния, надо тщательно и со знанием дела просеивать через народную психологию: она не ошибается. Ею порождён замечательный праздник Сабантуй, ей и быть его режиссёром.

 

 

Источник www.tatmir.ru

 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка