Tatarmoscow.Ru
Счастливые люди: их психология и вера PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Статьи и рассказы - Статьи
Автор: Administrator   
14.02.2009 00:00
Счастливые люди: их психология и вераСчастье – это широкое понятие, которое сложно описать или измерить. От социологов, философов и обычных людей можно услышать различные и достаточно противоречивые интерпретации, когда дело касается их личного ощущения счастья. Есть пессимисты, которые считают, что число человеческих бед и проблем значительно превосходит число радостей и удовольствий в жизни.

С. Токман

Счастливые люди: их психология и вераСчастье – это широкое понятие, которое сложно описать или измерить. От социологов, философов и обычных людей можно услышать различные и достаточно противоречивые интерпретации, когда дело касается их личного ощущения счастья. Есть пессимисты, которые считают, что число человеческих бед и проблем значительно превосходит число радостей и удовольствий в жизни. Руссо полагал, например, что жизнь, если принять во внимание все ее стороны, вовсе не является ценным даром, а Самюэль Джонсон согласился, высказав мнение о том, что мы не рождены для счастья. Бертран Рассел (1872-1970) в своей книге «Завоевание счастья» повторил идею о том, что люди в большинстве своем несчастны. Деннис Холи (1986) в свою очередь сообщил, что эксперты, которых он опрашивал, полагали, что только 20% американцев счастливы. На что психолог Арчибальд Харт (1988) в своей работе «15 принципов достижения счастья» ответил: «Я удивлен! Я бы предположил, что эта цифра значительно ниже!» В своей книге «Счастье – это внутренняя работа» священник Джон Пауэлл (1989) согласился: «Одна треть американцев просыпается утром в состоянии депрессии. Согласно исследованиям, всего от 10% до 15% американцев действительно считают себя счастливыми». Томас Сас (цитированный в Winokur, 1987) указывает на то, что «Счастье – это воображаемое состояние, в прошлом приписываемое живыми мертвым, а сегодня приписываемое взрослыми детям и детьми взрослым».

Что же касается оптимистов, то они полагают, что большинство людей испытывает счастье и довольство жизнью (Inglehart, 1990; Myers, 1993). В Западной Европе и Северной Америке восемь человек из десяти считают себя скорее удовлетворенными жизнью, чем неудовлетворенными. Менее 1/4 части опрошенных называли себя скорее неудовлетворенными жизнью, чем удовлетворенными. Приблизительно 3/4 людей сказали «да» на вопрос, чувствовали ли они приятное волнение, гордость или удовольствие в отношении чего-либо за последние несколько недель. И не более одной трети ответили, что испытывали одиночество, скуку или депрессию.

Являются ли эти довольные жизнью люди теми, кто просто отрицает имеющиеся у них невзгоды? По мнению Джонатана Фридмана (1978), если вы чувствуете себя счастливыми, то вы счастливы, вот и все. Несмотря на то, что по нашему определению счастье – это нечто более глубокое и долгосрочное, чем просто хорошее настроение в определенный момент времени, за рабочую дефиницию этого понятия мы просто принимаем то, что люди имеют ввиду, описывая свою жизнь как счастливую. В сравнении с теми, кто находится в депрессии, счастливые люди менее сконцентрированы на себе, они менее враждебны, меньше ругаются и менее подвержены болезням. Они также более любящие, склонные прощать, доверчивые, энергичные, решительные, деятельные, общительные, надежные. Они чаще готовы помочь другим и более набожны (Myers, 1993; Veenhoven, 1988). Согласно исследованиям, никакой из периодов жизни человека не является более счастливым или радостным, чем другие (Myers & Diener, 1995), а в каждой возрастной группе есть много счастливых и несчастных людей.

Пол не является ключом к счастью, равно как и возраст. Мужчины чаще бывают недружелюбны по отношению к другим и чаще попадают в алкогольную зависимость, в то время как женщины чаще впадают в размышления и депрессию или беспокойство. При этом вероятность того, что мужчины и женщины назовут себя «очень счастливыми» и «удовлетворенными» жизнью одинакова. Это заключение основано на опросе 170.000 взрослых людей в 16-ти странах (Inglehart, 1990), 18.000 студентов университетов в 39-ти странах (Michalos, 1991) и метаанализе 146-ти других исследований (Haring, Stock, & Okun, 1984).

Динер (2000) отметил, что некоторые общества (особенно с высокой политической культурой, отмеченной гражданскими свободами) более склонны к повышенной удовлетворенности жизнью, к более позитивным эмоциям. Люди с определенным характером и темпераментом также оказываются более предрасположенными к тому, чтобы испытывать счастье. Поскольку известно, что характер человека, его экстраверсия генетически обусловлены, то это помогает объяснить результаты, полученные Ликкеном и Теллегеном (1996). Таковые свидетельствуют, что 50% разновидностей текущего состояния счастья наследуется. Так же как уровень холестерина, чувство счастья обусловлено генетически, но при этом оно генетически не закреплено. Михаль Чиксентмихаль (1990, 1999) обнаружил, что качество жизни человека возрастает в том случае, когда работа и отдых задействуют его умения и способности.

Богатство и благополучие человека как источник счастья.

Большинство людей считает, что «счастье нельзя купить за деньги». Однако существует некоторая взаимосвязь между богатством и ощущением благополучия человека. Американцы, которых опрашивали по тринадцати различным жизненным аспектам относительно их удовлетворенности жизнью, включая друзей, дом, учебу и т.д., наименьшую удовлетворенность выразили по поводу «количества денег, которое они имеют для жизни» (Организация Ропер, 1984). Что бы могло улучшить их качество жизни? Согласно общенационального исследования Мичиганского Университета, наиболее распространенным ответом был следующий: «Больше денег» (Campbell, 1981, стр. 41). В одном из опросов Гэллапа (Gallup & Newport, 1990) одна из двух женщин, двое из трех мужчин и четверо из пяти человек, зарабатывающие более 75.000 долларов, сообщили о том, что хотели бы быть богатыми. Таким образом, современная американская мечта звучит как жизнь, свобода и покупка счастья.

Ежегодный опрос около четверти миллиона студентов, поступающих в колледж, проведенный Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе и Американским советом по образованию, показал, что очень важным мотивом для их поступления в колледж стало желание «зарабатывать больше денег». За это высказался один из двух студентов в 1971 году и трое из четырех студентов в 1998 году (Astin, Green, & Korn, 1987; Sax, Astin, Korn, & Mahoney, 1998). Соотношение тех, кто считает «очень важным или жизненно необходимым» стать «очень состоятельными с финансовой точки зрения» выросло с 39% в 1970 году до 74% в 1998 году. Как сообщает Динер социолог наблюдается тенденция к тому, что среди богатых наций больше довольных жизнью людей, чем среди наций считающихся относительно бедными.

Являются ли богатые люди более счастливыми?

В сравнительно бедных странах, таких как Индия, где низкий доход часто не позволяет удовлетворять основные человеческие нужды, относительное денежное благополучие дарует ощущение большего благополучия (Argyle, 1999). Не только с материальной, но и с психологической точки зрения, лучше принадлежать к высшей касте, чем к низшей.

Однако в процветающих странах, где практически каждый может удовлетворить ежедневные нужды, богатство имеет удивительно малое значение. В США, Канаде и Западной Европе взаимосвязь между доходом и личным счастьем, как отметил Рональд Инглхарт (1990), «удивительно слаба» (т.е. фактически может не приниматься в расчет). Число счастливых людей значительно ниже среди очень бедных слоев населения. Однако хорошее материальное положение, т.е. наличие денег, также снижает вероятность достижения состояния счастья.

Счастье и потребность принадлежать.

Когда мы женимся или выходим замуж, заводим детей, находим новую работу или присоединяемся к некоему клубу по интересам или религиозному сообществу, то мы отмечаем это событие праздничным обедом или ужином, определенным ритуалом или дружеской вечеринкой. Сведенные вместе в школе, в летнем оздоровительном лагере или круизе, мы часто не хотим расставаться с нашей новообразованной группой. Надеясь поддерживать отношения, мы обещаем звонить, писать и встречаться снова. Стремясь быть принятыми и принадлежать чему-либо или кому-либо, мы тратим массу денег на одежду, косметику, диеты и фитнесс, особенно в тех обществах, где отсутствуют устраиваемые родственниками браки и высока вероятность разводов.

Дружба и счастье.

Действительно, люди намного более счастливы, когда они находятся в компании с другими (Pavot, Diener, & Fujita, 1990). Отвечая на вопрос Национального центра изучения общественного мнения: «Сколько, по вашему мнению, у вас есть близких друзей (включая членов семьи)?» – 26% из тех, кто сказал, что число их друзей не превышает пяти, и 38% из тех, кто сказал, что количество их друзей больше пяти, отметили, что они «очень счастливы».

Брак и счастье.

Для девяти из десяти человек во всем мире, по данным Демографического Ежегодника ООН (2005), одним из примеров близких взаимоотношений является брак. Учитывая нашу потребность принадлежать кому-либо и вытекающую из этого взаимосвязь между дружбой и благополучием, замужество или женитьба предполагают еще большее благополучие или осознание такового людьми.

В большинстве своем люди, связанные брачными узами с кем-либо, более счастливы, чем те, кто лишен такой связи. Многочисленные опросы, проведенные в Европе и Северной Америке, привели к одному и тому же результату: в сравнении с теми, кто никогда не был связан узами брака, и особенно в сравнении с теми, кто разлучен или разведен, люди, состоящие в браке, значительно счастливее и более довольны жизнью. Например, среди 35.024 американцев, опрошенных Национальным центром изучения общественного мнения в период между 1972 и 1996 годами, 40% тех, кто связан узами брака, объявили себя счастливыми.

Счастливые люди становятся более привлекательными партнерами для брака, потому что они одновременно и более благодушны, общительны и более сконцентрированы на других, чем на себе (Veenhoven, 1988), они также обычно более привлекательны и с социальной точки зрения. С другой стороны, несчастные люди чаще бывают отвергнуты обществом. Позитивные, счастливые люди более готовы к формированию счастливых взаимоотношений.

Вера и счастье.

Активная религиозность ассоциируется с несколькими критериями умственного здоровья. Во-первых, религиозно активные люди имеют меньшую вероятность того, чтобы стать правонарушителями, начать злоупотреблять наркотиками и алкоголем, имеют низкую вероятность развода и совершения самоубийства, чем люди неверующие (Batson, Schoenrade, & Ventis, 1993; Colasanto & Shriver, 1989). Религиозно активные люди даже физически здоровее и живут дольше (Koenig, 1997; Matthews & Larson, 1997) с ощущением счастья.

В сравнении с малорелигиозными вдовами женщины, оставшиеся без мужей, но при этом активно поклоняющиеся Богу, более жизнерадостны (Harvey, Barnes, & Greenwood, 1987; McGloshen & O'Bryant, 1988; Siegel & Kuykendall, 1990). Матери, у которых дети имеют проблемы с умственным развитием, но которые глубоко верят в Бога, менее подвержены депрессиям (Friedrich, Cohen, & Wilturner, 1988). Верующие люди также чаще склонны сохранять или заново обретать ощущение счастья после развода, увольнения с работы, серьезной болезни или тяжелой утраты близкого человека (Ellison, 1991; McIntosh, Silver, & Wortman, 1993). Для людей всегда существовало два наилучших показателя, свидетельствующих о высокой вероятности их удовлетворенности жизнью в будущем, а именно – здоровье и религиозность (Okun & Stock, 1987).
Опросы, проведенные в различных странах, показывают, что религиозно активные люди демонстрируют более высокий уровень счастья (Inglehart, 1990). Согласно исследованию Организации Гэллапа, США, (1984) те, кто имеет наивысшие баллы по шкале религиозности (признавая, например, что «Моя религия и вера имеют наибольшее влияние на мою жизнь»), в два раза чаще объявляют себя «очень счастливыми» по сравнению с теми, кто имеет наименьшие баллы по шкале религиозности. Опросы Национального центра изучения общественного мнения выявляют большее количество «очень счастливых людей» среди тех, кто «чувствует чрезвычайную близость к Богу» (41%), чем среди тех, кто «немного близок» (29%) или совсем не близок, либо не верит в Бога (23%). Как личная духовность, так и счастье являются социально необходимыми качествами.

Стремясь объяснить эту взаимосвязь между верой и счастьем, ученые рассмотрели несколько возможностей. Частично её можно объяснить тем, что религиозные общины предлагают социальную поддержку (Ellison, Gay, & Glass, 1989). Религия обычно практикуется в сообществах и вовлекает в себя «единство родственных душ» и взаимная поддержка. Таковым было и мнение, высказанное и зафиксированное в хадисах – преданиях, например, у Ат-Тирмизи, Х век, Пророком Мухаммадом (мир ему!): «Мы должны находить радость друг в друге, считать проблемы других своими, веселиться вместе, горевать вместе, работать и переносить трудности сообща, всегда представляя наше сообщество и его членов как единый организм».

Другим возможным объяснением взаимосвязи веры и счастья является обретение смысла жизни, которое люди получают в вере. Селигман (1988) утверждает, что утрата смысла жизни является своего рода подпиткой для высокого уровня депрессий на сегодняшний день, а его обретение требует от человека привязанности к чему-то большему, чем его одинокая душа. В тех случаях, когда современным молодым людям сложно установить серьезные взаимоотношения с Богом, когда их не заботит взаимосвязь со своей страной, или они не могут создать большую и крепкую семью, им становится трудно найти смысл жизни. Другими словами наше собственное эго – это неподходящее место для поиска смысла жизни.

По мнению раввина Гарольда Кушнера (1987), религия удовлетворяет «важнейшую потребность человека – потребность в осознании своего места в этом мире, понимание того, что наши жизни имеют значение и представляют собой нечто большее, чем просто мгновенная вспышка во вселенной».

Саид Нурси, один из известных мусульманских ученых XX-го века, утверждал, что истинное счастье может быть достигнуто только через установление и усиление нашей взаимосвязи с Богом. Благодаря своему интеллекту и воображению человек является уникальным созданием, которого заботит каждая частичка бытия. Человеческое счастье включает в себя не только личное счастье, но также и счастье наших любимых, наших соседей, наших родственников, сограждан и даже всех людей мира. Список можно расширить и дальше, включив в него животных и растения. Опять же благодаря интеллекту наши желания и страхи также не имеют границ. Бог – Единственный, Кто может ответить на все наши молитвы, удовлетворить все наши нужды, даровать исполнение всех наших желаний и защитить нас от всех наших страхов (Нурси). Только в подчинении такому Богу человеческая душа может обрести полное совершенство. Строки из Корана также говорят об этом: «Люди! Только в упоминании Бога ваши сердца найдут удовлетворение».

Многие религиозные воззрения не только предлагают ответы на некоторые глубочайшие вопросы жизни, но и вселяют надежду относительного того, что Шелдон Соломон, Джеффри Гринберг и Том Пишчинский (1991) называют «террором, являющимся результатом осознания нами своей уязвимости и смертности». Религия дает надежду на то, что в конце земного пути «все будет хорошо, все будет прекрасно, и установится правильный порядок всех вещей» (Julian of Norwich, 1373/1901). В исламе смерть – это не конец, а скорее дверь в новую жизнь. Как брошенное в землю зерно становится началом рождения растения, так и смерть человека ведет к его вечной жизни (Нурси).

Итак: возраст, пол и доход не являются ключом к счастью. Наличие опоры со стороны близких людей и вера, которая дарует общественную поддержку, цель в жизни и надежду, имеют самую сильную взаимосвязь с ощущением счастья.

http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=158&ISSUE=11

Обновлено 14.02.2009 12:24
 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка